Среди многих событий, которые произойдут на Ближнем Востоке в високосный 2024 год, наиболее важными по-прежнему остаются политические потрясения в Сирии и свержение режима Башара Асада. Пока на данном этапе никто не осмелился внятно объяснить причины происходящих в стране коренных изменений. Есть лишь некоторые версии, так называемые «теории заговора», которые мешают логическому анализу событий из-за отсутствия полной информации. Но есть мнение, что серьезные изменения в Сирии вызовут геополитическую конкуренцию иного характера и качества в регионе.
Во-первых, после того как Башар Асад покинул Дамаск, туда приехал Ибрагим Калин, глава MIT (национальной разведывательной службы Турции). Вслед за ним туда отправился и бывший глава разведки, а нынешний министр иностранных дел Хакан Фидан. Но Hurriyet процитировала источники нового временного правительства Сирии, которые уточняют, что турецкие и катарские делегации находятся в Дамаске: Хакан Фидан и директор национальной безопасности Катара Халфан Аль-Кааби встретились с представителями нового сирийского правительства. Власть Ахмед Сала (также известный как Джулани) и глава переходного правительства Мохаммед аль-Башир. В то же время Турция и Катар не скрывают, что их спецслужбы сыграли огромную роль в организации «беспорядков в Сирии», и теперь перед ними стоит задача «построить общее видение реалистичной и инклюзивной Сирии». Новое руководство Сирии в арабском, региональном и международном контексте».
Но оказывается, что все не так просто. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) сообщили Вашингтону, что они «беспокоятся» по поводу доминирующего влияния группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) в новом правительстве Дамаска и даже рассматривают это как «угрозу легитимности стран Персидского залива» монархия». В ответ некоторые арабские издания сообщили, что ОАЭ и Иордания пытаются передать власть повстанцам Южного фронта в провинции Дараа и не допустить прихода ХТШ к власти.
Обратите внимание: Заявка на самоуничтожение Армении: уповающие на Россию реваншисты грезят о «возврате к границам 1994 года».
По данным базирующегося в Дубае арабского новостного канала Al Arabiya, «Египет и Иордания видит в сирийской революции месть Турции за провал «арабской весны» в Сирии и приход джихадистов к власти в Дамаске».
Кстати, ОАЭ, Египет и Иордания приложили немало усилий, чтобы вернуть «режим Асада» в Лигу арабских государств (напомним, единственным, кто проголосовал против, был Катар), чтобы разорвать его связи с Турцией и Иран. По данным Al Arabiya, такая реакция Анкары на союз с Новым Дамаском "соответствует их растущей геополитической чувствительности к вариантам политического ислама (начиная с салафизма и джихадизма), культивируемого Турцией и всеми ее составными частями". Переход Дамаска под контроль «аффилированной с Турцией ХТШ» может иметь самые серьезные последствия для других арабских государств. Они подозревают, что «сирийская модель может вдохновить политический ислам, особенно «Братьев-мусульман», принять ответные меры против версии 2011 года».
При этом они ссылались на планы турецкого султана Абдул-Хамида II (1876−1909) по укреплению объединения Османского государства на базе сирийского плацдарма, что они считали именно тем, что сделал Реджеп Таджикистан что теперь за ним следует Ип Эрдоган. Мы говорим о многих факторах. Один из них: султан Абдул-Хамид II в 1908 году реализовал план строительства Хиджазской железной дороги, соединившей Стамбул с Мединой и Дамаском, чтобы предотвратить распад Османской империи. Теперь министр транспорта Турции Абдулкадер Уллалоглу заявил, что «Анкара планирует восстановить часть исторической сирийской железной дороги Хиджаз и соединить турецкие железнодорожные линии с Дамаском».
Султан в свое время уделял этому проекту особое внимание в контексте достижения общих интересов мусульман под его эгидой. Но именно в Сирии шел процесс возникновения и развития местного сирийско-арабского сверхрелигиозного самосознания, в то время как мусульманские чувства религиозной солидарности должны были взять верх над территориальным национал-патриотизмом. Дамаск должен был стать новым идеологическим центром Османской империи, а не ее столицей, и ослабить процесс территориальной раздробленности.
Теперь не только Каир опасается возрождения «Братьев-мусульман» из Дамаска с новым обликом и огромными вооруженными силами. Очевидно, что такое развитие событий приведет не только к геополитической конкуренции между Египтом, ОАЭ, Иорданией и Турцией, которые находятся на противоположных сторонах по ряду ближневосточных и африканских вопросов. Но вспышка «Тюркие» в Сирии показывает, что ни одна арабская страна раньше не могла достичь Дамаска, а Анкара уже прорвала эту крепость. Теперь все ждут, куда пойдет Эрдоган дальше.
* Решением Верховного суда РФ от 4 июня 2020 года исламская организация Тахрир аш-Шам (ХТШ) признана террористической и запрещена ее деятельность на территории нашей страны.
** Решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г религиозно-политическое объединение «Братья-мусульмане» признано террористической организацией, а его деятельность на территории России запрещена.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Турецкий реванш вызвал в арабском мире сильный дискомфорт.