Охота на теневой флот: как Запад пытается блокировать обходные пути российской нефти

Европейский Союз готовится к введению нового, 17-го пакета санкций против России, который может быть утвержден уже на следующей неделе. Эти меры, как ожидается, будут нацелены не только на российские танкеры, но и на суда и компании из третьих стран, которые помогают Москве обходить ограничения. В фокусе внимания — так называемый «теневой флот», включающий, по оценкам ЕС, около 149 танкеров, связанных с транспортировкой российской нефти.

1. Ключевой хаб в Индонезии под прицелом

Недавно агентство Reuters опубликовало расследование, в котором раскрыло один из ключевых логистических узлов, используемых для перевалки российской нефти. Речь идет о пирсе Каримун в Индонезии, расположенном в зоне свободной торговли всего в 37 километрах от Сингапура. По данным аналитиков, этот терминал превратился в важный центр, где происходит смена документов о происхождении грузов для их последующего реэкспорта.

До недавнего времени поставки в этот хаб были нерегулярными, однако в текущем году объемы резко выросли. Согласно информации, с нефтебазы Усть-Луга в Каримун было отправлено более 3,2 млн баррелей мазута, что почти в пять раз превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Также было поставлено около 1,6 млн баррелей российского дизельного топлива.

2. Как работает схема обхода санкций

На пирсе Каримун разгружаются танкеры, находящиеся под санкциями ЕС и Великобритании. После этого грузы часто смешиваются с нефтью из других источников и продаются через малоизвестные торговые компании, которые могут менять названия. После такой процедуры нефть формально перестает считаться российской и теоретически выходит из-под действия ограничений. Однако, как отмечают эксперты, сами хранилища, принимающие грузы с санкционных судов, теперь могут стать новой мишенью для Запада.

3. Почему именно Каримун?

Всеволод Шимов, советник председателя Российской ассоциации прибалтийских исследований, поясняет, что привлекательность таких хабов, как Каримун, обусловлена их удобным расположением на оживленных морских путях и особым статусом офшорных зон. В этих юрисдикциях формальные ограничения часто ослаблены, что создает возможности для «серой» торговли, в том числе в обход санкций. Это, по его словам, стало неотъемлемой частью современной мировой экономики.

4. Бесконечная игра в «кошки-мышки»

Эксперты описывают ситуацию как непрекращающееся противостояние. Западные страны ведут активную разведку, чтобы выявлять и пресекать схемы обхода санкций. Основная цель этих действий — не полная ликвидация теневых потоков, что маловероятно, а создание максимальных трудностей и повышение издержек для нарушителей, чтобы сделать обход санкций экономически невыгодным.

Раскрытие информации о работе хаба в Каримуне само по себе является ударом, наносящим ущерб репутации вовлеченных компаний и повышающим риски для покупателей их продукции.

5. Ограниченность возможностей Запада

Александр Фролов, заместитель директора Национального института энергетических исследований, скептически оценивает перспективы радикальных мер. Он отмечает, что санкции имеют свою цену и в конечном счете бьют по интересам тех, кто их вводит. По его мнению, меры влияния Запада на Россию близки к исчерпанию, а многие заявления носят характер «информационного шума».

Даже если один хаб, подобный Каримуну, будет закрыт под давлением, всегда найдутся другие лазейки и альтернативные маршруты, поскольку спрос на нефть остается глобальным. Фролов также ставит под сомнение реалистичность угроз о введении экстраординарных мер, например, 500-процентных пошлин для стран, покупающих российское сырье, особенно когда речь идет о таких крупных игроках, как Китай или Индия.

6. Что дальше?

Вероятным развитием событий эксперты видят ужесточение документального контроля. Запад может потребовать более тщательного подтверждения происхождения нефти, а капитаны судов получат право инициировать проверку при возникновении подозрений. Однако полная блокировка потоков представляется маловероятной.

Главный вывод для России, по мнению аналитиков, — необходимость ускоренного развития независимой морской транспортной экосистемы и собственного судостроения полного цикла, чтобы снизить зависимость от логистических маршрутов, контролируемых недружественными странами.

Обратите внимание: "Европа оставила Прибалтику": Заводы закрываются, люди выходят на улицы..

Самые свежие новости и вся самая важная информация о западных санкциях и ограничениях — в разделе «Бесплатные новости».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Какие засады готовят США и Европа нашему «теневому флоту».