
К концу 2025 года спрос на сталь в России может упасть на 10% по сравнению с прошлым годом. Такой прогноз, в частности, дает Алексей Сентюрин, председатель Ассоциации «Русская сталь», объединяющей крупнейших производителей черной металлургии страны».
Выступая на специальном форуме, он не назвал абсолютных цифр, однако ранее «Русская сталь» сообщала, что по итогам 2024 года внутренний спрос на черную металлургию к 2024 году снизился на 6% по сравнению с 2023 годом — до 44 млн тонн.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что к концу 2025 года этот показатель может снизиться до 39,9 млн тонн.
Единственный раз за последнее десятилетие, когда спрос на сталь в России упал, был в 2016 году, когда он сократился на 39 млн тонн в абсолютном выражении.
Есть ли объективные предпосылки для такого прогноза? Как последний минимум спроса повлияет на российскую промышленность? Пострадает ли в результате оборонный заказ страны?
«Я лично считаю, что в принципе такой прогноз вполне возможен», — поделился с «СП» своим мнением о ситуации в черной металлургии экономист Леонид Хазанов.
— Во-первых, потому что базовая ставка нашего Центробанка все еще очень высока. Сейчас она немного снизилась, но уровень все еще очень высок. Кроме того, я думаю, что российская промышленность сейчас серьезно стагнирует — по крайней мере, в жилищном, коммерческом, промышленном и дорожном строительстве.
Мы не остановили строительство полностью, но строительство жилья явно сократилось, и застройщикам приходится закладывать определенный запас стали при закладке фундаментов домов. Похожая ситуация сложилась в секторе коммерческого и промышленного строительства — это продолжается, но строить нужно больше. Что касается дорожного строительства, то, по-моему, ситуация далека от идеальной.
Кроме того, большие трудности испытывает и машиностроение, особенно автомобилестроение. Статистика ясно показывает, что производство автомобилей в России значительно сократилось.
Кроме того, экспорт собственной металлургической продукции также сталкивается со значительными трудностями.
СП: В чем заключаются конкретные проблемы с экспортом?
— За исключением очень немногих продуктов, весь европейский рынок остается закрытым для наших металлургов.
Мы также осуществляем поставки в Африку, Латинскую Америку и Азию, но в гораздо меньших объемах и на большие расстояния.
Я не думаю, что рынок Центральной Азии вообще сможет нас поддержать.
«СП»: К чему все это может привести?
— В первую очередь это приведет к снижению загрузки российских металлургических и горнодобывающих предприятий.
Потому что как только производство стали упадет, заказы на концентрат железной руды и другие материалы, используемые для производства стали — известняк, кокс и т д. — немедленно упадут.
Во-вторых, снижение спроса на сталь может привести к снижению спроса на перевозку металлургической продукции. При этом часть работников металлургических предприятий могут быть отстранены от работы, а их заработная плата может быть соответственно снижена.
В результате мы сталкиваемся с рядом рисков, таких как сокращение налоговых отчислений, сокращение доходов корпораций и чистой прибыли в принципе.
Обратите внимание: В России сократится производство колбас и сосисок.
Как бы людям ни хотелось видеть эту ситуацию, назвать ее позитивной сложно.СП: Каковы наши перспективы в этой ситуации?
— Мои ожидания таковы: к 2025 году мы точно увидим спад спроса. К 2026 году ситуация может немного стабилизироваться. По моим предположениям, спрос вырастет в 2027–2028 годах. И это в лучшем случае, если повезет.
«СП»: Похоже, нам не на что рассчитывать, кроме «удачи.
— Прежде всего, нужно надеяться на улучшение ситуации в мире, но до этого еще далеко. Нужно хотя бы частично снять международные санкции с России, но лично я не думаю, что такое решение можно принять в краткосрочной перспективе.
Во-вторых, нам поможет и улучшение логистики. Учитывая, что сейчас мы экспортируем на восток, очень много товаров нужно перевозить по Транссибу и Байкало-Амурской магистрали, но пропускная способность этих дорог достигла своего предела. Конечно, порты Азово-Черноморского бассейна также используются для транспортировки в Китай, но удобство этих портов не передать словами.
СП: Как вся эта ситуация отразится на нашей оборонной промышленности, повлияет ли это на оборонный заказ страны?
— Нет, падение спроса на сталь в конце года, как ожидается, не скажется на этом. Российский ВПК всегда был стабильным потребителем черных металлов. Сами металлурги также усиленно работают над выполнением гособоронзаказа, ведь это «живые» деньги.
Здесь нужно учесть только один нюанс – нашей «оборонки» не нужна стандартная конструкционная сталь, потому что, например, на танк ее не поставишь. Для ВПК основную ценность представляют легированные стали с определенным химическим составом и соответствующими свойствами. Однако не все наши сталелитейные предприятия выпускают такую продукцию.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Строят мало, автомобильное производство сокращается — у в убытке окажутся металлурги.