Эксперты о проблемах экономики: неэффективные кадры и отсутствие стратегии

Экономические задачи, поставленные на высшем уровне, не только не выполняются, но и постоянно пересматриваются и корректируются. Параллельно с этим продолжается волна арестов высокопоставленных чиновников, что указывает на системную проблему коррупции.

1. Интервью с экспертами

Вопросы повышения эффективности национальной экономики стали темой обсуждения в прямом эфире «Свободной прессы». Своим мнением поделились первый заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы Сергей Левченко и член Президиума РАН Роберт Нигматуллин.

2. Кризис эффективности и управления

Роберт Нигматуллин обратил внимание на ключевой показатель — отношение роста ВВП к росту инвестиций. По его словам, Россия занимает одно из последних мест в мире по этому параметру. Он привел наглядный расчет: при росте ВВП на 4.3% в прошлом году, с учетом коэффициента 3.5, реальная годовая инфляция могла достигать 14-15%.

Смотреть на SP-Video

Прямые ссылки на шоу на RuTube, YouTube и VK. Смотреть все шоу SP-VIDEO

«СП»: В чем корень проблемы?

РН: Главная причина — низкое качество управления. Инвестиции могут быть направлены на развитие технологий и бизнеса, но могут быть и разворованы, или потрачены на ненужные проекты. Постоянные аресты заместителей губернаторов, мэров и самих губернаторов лишь подтверждают, что проблема кроется в кадрах, принимающих решения.

3. Опыт регионального планирования

«СП»: Если говорить о неэффективности персонала, на каком уровне это проявляется в первую очередь?

Сергей Левченко поделился опытом работы в Иркутской области. Он отметил, что чиновники часто подстраиваются под нового руководителя, предлагая ему «удобные» идеи. После победы на выборах в 2015 году перед его командой встала задача консолидировать всех на достижение общих целей. Был разработан и реализован антикризисный план на год и пятилетняя стратегия развития до 2023 года. Ключом к успеху стало вовлечение в обсуждение планов всех заинтересованных сторон: депутатов, глав муниципалитетов, бизнеса и СМИ.

SP: Как был организован контроль за исполнением? Была ли промежуточная отчетность и персональная ответственность?

СЛ: Именно в этом одна из современных проблем. Проверки часто происходят постфактум, когда уже ничего нельзя исправить. Сейчас появилась новая практика: если понимают, что целевой показатель национального проекта к концу года выполнить нереально, его просто корректируют под достижимый результат. В нашем же случае ответственность была назначена на каждое звено исполнения с четкими сроками, что привело к созданию детального документа.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

4. Отсутствие системного планирования

СП: Роберт Искандерович, несмотря на существующие законы и указы, можно ли говорить о наличии реального стратегического планирования?

Н: Ни один майский указ президента по стратегическим направлениям не был выполнен в полной мере и, в текущих условиях, выполнен не будет. Все расчеты делаются ведомствами, а экономика остается неэффективной во многом из-за кадров. Например, ключевые авиа- и двигателестроительные корпорации возглавляют не инженеры, а юристы. Серьезной проблемой является назначение министрами людей, не прошедших необходимой карьерной лестницы в отрасли.

5. Проблемы образования и энергетики

СП: Сейчас делается упор на развитие среднего специального образования, но при этом школьников фактически подталкивают к поступлению в вузы. Ваше мнение?

RN: Я против любого принуждения. Образование должно быть доступно всем способным и мотивированным людям, будь то вуз или аспирантура. Несправедлива и ситуация с финансированием, когда одни получают существенно больше других.

СП: Сергей Георгиевич, как вы оцениваете состояние энергетики, одной из базовых отраслей?

СЛ: Стратегического плана развития энергетики как целостного документа нет. Есть лишь разрозненные концепции. Недавно утвержденная Энергетическая стратегия до 2050 года — яркий пример. Ее создатели, видимо, не рассчитывают к тому времени работать, перекладывая ответственность на других. Главный вопрос остался без ответа: для кого и для чего производится вся эта энергия? В СССР существовала система комплексного планирования, где развитие регионов и размещение предприятий координировалось с возможностями энергетиков. Сейчас же стратегии разрабатываются без учета будущего потребления, что нарушает базовые принципы планирования.

Есть и другой тревожный показатель: с 1990 по 2025 год потребление электроэнергии в стране выросло всего на 4.5%. Если учитывать, что рост ВВП тесно связан с потреблением энергии, официальные данные о темпах экономического роста за последние десятилетия вызывают серьезные сомнения.

6. Наука и имитация перемен

СП: Роберт Искандерович, развитие науки — основа экономики. Какая ситуация с финансированием?

РН: В России на науку тратится около 1% ВВП, тогда как в развитых странах — 2-3%, а в Израиле — до 5%. Нам необходимо увеличить финансирование до 4% ВВП. Каждое крупное предприятие и министерство должны иметь свои исследовательские институты, руководители которых обладали бы весом, сравнимым с министерским.

СП: Наблюдается ли в экономической политике «левый поворот», возврат к советским моделям?

СЛ: Никакого левого поворота нет. Власть использует позитивные символы советской эпохи как элемент успокоения общества. Это не стратегия, а тактика «хамелеона»: сказать то, что люди хотят услышать, чтобы сохранить власть и побеждать на выборах, не выполняя при этом обещаний по существу.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Для улучшения ситуации в экономике нужны смена управленческих кадров и стратегическое планирование.