Асфальтит, который годится для прокладки дорог, сам выходит на поверхность

Природа порой создает удивительные явления, и некоторые нефтяные месторождения являются ярким тому примером. В то время как для добычи «черного золота» на большинстве залежей требуются сложные технологии и глубокое бурение, существуют уникальные места, где нефтепродукты буквально выходят на поверхность земли. В Оренбургской области России находятся два таких необычных месторождения. Подробности об этом феномене для издания «Свободная пресса» раскрыл Вадим Петричев, главный научный сотрудник отдела естественных и искусственных геосистем НИИ степи.

1. Уникальные месторождения Оренбуржья

СП: Правда ли, что в Оренбургской области есть природные выходы битума на поверхность?

— Это абсолютная правда. В нашем регионе известно два подобных месторождения — Кайросское и Садкинское. Они расположены в разных частях области. Кайросское находится в Саракташском районе, на юго-западе структуры Каир, в пределах одноименного соляного хребта. Садкинское же месторождение расположено в Бугурусланском районе.

2. История и природа залежей

СП: Когда были открыты эти месторождения и что они из себя представляют?

— Садкинское месторождение было обнаружено еще в 1930-х годах, и оно фактически стало предшественником знаменитого Бугурусланского месторождения — старейшего в области. Эти залежи состоят из твердых, но при этом хрупких углеводородов.

СП: То есть это действительно твердое вещество?

— Совершенно верно. Речь идет об асфальтите — редком минерале, который является твердым продуктом окисления нефти, разновидностью твердого асфальта. Садкинский рудник активно разрабатывался на протяжении полувека, вплоть до 1985 года, открытым способом.

3. Применение и свойства асфальтита

СП: Асфальт, как известно, используется для строительства дорог. Это его основное назначение?

— Да, но сфера применения шире. Асфальтит используется не только в дорожном строительстве, но и в промышленном и гражданском строительстве, оборонной промышленности, производстве лакокрасочных материалов. Однако для дорог он подходит особенно хорошо, так как имеет высокую температуру плавления — более 100 градусов по Цельсию.

СП: Что можно сказать о Кайросском месторождении?

— На Кайросском месторождении асфальтит выходит на поверхность вместе с гипсом и залежами нефти. Хотя запасы самого асфальтита здесь уже невелики, этот минерал стал объектом серьезных научных исследований. Например, Павел Климов в своей монографии об асфальтитах Поволжья не только описал их, но и теоретически обосновал возможность нахождения таких месторождений, связав их с геолого-тектоническими особенностями региона.

Обратите внимание: ТРИ БЕДЫ? ДУРАКИ, ДОРОГИ И...?.

4. Феномен естественного выхода

СП: Нефть находили рядом с асфальтитовыми породами на Кайросском месторождении?

- Да, находили. Сейчас эти скважины законсервированы.

СП: Запасы там значительные?

— К сожалению, точная информация о запасах не разглашается.

СП: Получается, на Кайросском месторождении битум сам поднимается на поверхность?

— Именно так. Возле деревни Келовка есть холм, основу которого составляет соляная структура. В трещины грунта из глубины просачиваются асфальт и битуминозная порода. Это черное вещество можно найти, просто копнув лопатой. В районе Кайловки есть три такие траншеи, которые когда-то были заполнены жидким асфальтом, а затем он затвердел.

СП: Как объясняется этот природный феномен?

— Все дело в соляных образованиях. Под соляным ядром залегает нефтеносный известняк. Из-за тектонических разломов и подвижек пластов большие объемы нефтематеринской породы были выдавлены на поверхность.

5. Экономический контекст и происхождение

СП: Верно ли, что нефтяным компаниям нет смысла разрабатывать эти битумные залежи из-за их малых размеров, особенно на фоне крупных нефтяных месторождений поблизости?

- В целом, да. К тому же, асфальтит не подходит для производства бензина, его ценность — в других отраслях.

СП: Как же образовались эти уникальные месторождения — Садкинское и Кайросское?

— Это реликты далекого прошлого. Много миллионов лет назад эта территория представляла собой обширную равнину с сетью рек, озер и оазисов. Красные осадочные породы, содержащие углеводороды, под воздействием геологических сил выталкивались на поверхность. Например, Садкинский разлом протяженностью около километра и стал причиной открытия асфальтитовой шахты в XX веке. Асфальт здесь был высокого качества, чистым и легким в добыче, что идеально подходило для дорожного строительства.

СП: Но этих запасов уже мало?

— Да, на сегодняшний день их осталось совсем немного.

6. Асфальтит в мире и взгляд в будущее

СП: Где еще в мире встречаются месторождения асфальтита?

— Насколько мне известно, очень крупное месторождение есть в Ливии. В России недавно открыли залежи в Западной Сибири, но они находятся в зоне вечной мерзлоты. Крупнейшее же азиатское месторождение асфальтита расположено в Китае.

СП: Можно ли сказать, что эпоха асфальтита как ценного материала для строительства прошла?

— В Оренбургской области сегодня альтернативой становятся нефтешламы — сложные смеси нефтепродуктов с механическими примесями. С одной стороны, их разработка технологически сложнее. С другой — их запасы в регионе огромны (около 70 месторождений), что делает их переработку логичным и перспективным направлением.

Актуальные новости о рынке нефти и газа, а также о стоимости бензина и дизельного топлива вы можете найти в разделе «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Асфальтит, который годится для прокладки дорог, сам выходит на поверхность.