Эксперт о вызовах для экономики: почему банки беспокоятся, а рецессия пока не очевидна

Руководитель Сбербанка Герман Греф обратил внимание на сложности, ожидающие российский бизнес и банковский сектор в следующем году. По его словам, к 2025 году банку важно сохранить устойчивость, чтобы оправдать ожидания инвесторов в 2026-м.

1. Тревоги банковского сектора

В конце июня агентство Bloomberg, ссылаясь на анонимные источники в российской банковской среде, сообщило о растущих опасениях относительно системного кризиса в течение ближайших 12 месяцев. Основная причина беспокойства — уровень "плохих долгов" (non-performing loans, NPL) на балансах кредитных организаций, вероятность полного погашения которых невелика.

Ранее, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), Герман Греф выразил более осторожный оптимизм. Он признал, что прибыль банков в текущем году снизится, но при этом подчеркнул, что сектор в целом находится в хорошем состоянии и признаков надвигающегося банковского кризиса не наблюдается. Напомним, что по итогам прошлого года чистая прибыль российских банков показала рост на 15,2% в годовом выражении, достигнув 3,8 трлн рублей.

2. Риски для депозитной базы и кредитования

Экономист, главный эксперт Центра политических технологий Никита Масленников прокомментировал ситуацию. По его мнению, опасения некоторых банкиров связаны с недавним резким замедлением роста реальных зарплат и стагнацией потребительского спроса. Это может подтолкнуть граждан к сокращению сбережений или даже к изъятию средств со счетов.

— Скорее всего, речь идет не о срочных вкладах, где досрочное снятие ведет к потере процентов, а о сберегательных счетах, которые позволяют свободно распоряжаться средствами, — пояснил эксперт.

Поскольку депозиты являются фундаментом для кредитной активности банков, их сокращение может создать проблемы. В идеальной модели объем депозитов должен немного превышать объем выданных кредитов.

3. Неопределенность с процентной ставкой и долговая нагрузка

— Какие еще факторы вызывают беспокойство у банков? — уточнил эксперт. — Один из ключевых — неопределенность в отношении траектории снижения ключевой ставки Банком России. От этого зависит темп замедления инфляции, которая, хотя и снизилась к концу мая до 7,8%, все еще остается высокой.

С одной стороны, банкам необходимо снижать ставки по депозитам, но этот шаг может либо стабилизировать, либо сократить депозитную базу. С другой — требуется сдерживать кредитование домохозяйств и бизнеса. Сокращение кредитов может помочь в борьбе с инфляцией, но одновременно способно привести к ослаблению экономического роста.

По данным на конец первого квартала 2025 года, банковские кредиты обеспечивали около 15% всех инвестиционных потребностей компаний. Основное финансирование бизнеса по-прежнему идет за счет оборотного капитала, необходимого для текущей деятельности: закупки сырья, выплаты зарплат и других операционных расходов. Однако такая модель становится проблемной, поскольку долговая нагрузка в экономике продолжает накапливаться.

4. Проблема просроченных платежей

— Речь идет только о невозвращенных кредитах? — Нет, не только. В общий показатель долговой нагрузки входят и просрочки платежей перед контрагентами. Например, предприниматель, чтобы не нарушать закон, почти всегда находит средства для зарплаты сотрудникам. Но при этом он может задерживать оплату за поставленные детали или сырье. Возможны также риски образования задолженности по налогам.

Таким образом, высвобождаемый таким образом оборотный капитал используется для поддержания операционной деятельности.

Обратите внимание: Исторический спад японской экономики.

Общий коэффициент просроченных платежей в обрабатывающей промышленности (учитывающий не только кредиты) в первом квартале немного превысил 35%, что близко к уровню 35,8% в четвертом квартале 2024 года. В добывающей промышленности этот показатель составил около 12%.

5. Перспективы экономического роста и влияние внешних факторов

— Возможна ли в текущих условиях «мягкая посадка» экономики? — Думаю, мы приблизимся к этой цели. Однако текущие прогнозы макроаналитиков хуже ожиданий, которые были в мае-июне. Например, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) недавно снизил свой прогноз по росту ВВП на 0,2 процентных пункта. Теперь они ожидают рост экономики России в 2025 году в диапазоне 1–1,4%.

— Есть ли вероятность дальнейшего ухудшения прогнозов? — Это будет зависеть от динамики инфляции и ключевой ставки. Если инфляция снизится до целевых 4% к концу года, рост ВВП может составить 1–2%. Это базовый сценарий, не предполагающий сильного экономического рывка. Нормальный рост ВВП — выше 2%, приближающийся к 3% — возможен при снижении ставок до 14–15%, но в текущих условиях это выглядит маловероятным.

Действительно, в конце июня заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин допустил, что регулятор может рассмотреть снижение ставки более чем на 1 процентный пункт на заседании 25 июля. Однако он подчеркнул, что окончательное решение будет принято после изучения июльских данных по инфляции.

Ожидается, что на фоне индексации тарифов на электроэнергию произойдет всплеск инфляции. Цены на ЖКХ в среднем по стране вырастут на 11,9%, при этом для предприятий в 45 регионах и для населения в 53 регионах рост будет выше среднего. Инфляционное воздействие этого фактора продлится 4–5 недель, после чего сойдет на нет.

6. Внешние вызовы и прогноз на 2026 год

— Какие факторы будут определять макроэкономическую ситуацию после отыгрыша тарифного шока? — Это, в первую очередь, цены на нефть, параметры бюджетной политики и общее замедление мировой экономики. Аналитики Банка международных расчетов (БМР) в своем последнем отчете прогнозируют охлаждение глобальной экономики на фоне эскалации торговых войн.

9 июля истекает 90-дневный мораторий, введенный администрацией Трампа на повышение импортных пошлин для ряда стран (базовая ставка в большинстве случаев сейчас составляет 10%). Пока неясно, какие страны получат исключения. Таким образом, во второй половине июля мир может столкнуться с новым витком торговой неопределенности.

Подобные меры оказывают давление на мировую экономику, снижая спрос на российские экспортные товары: газ, нефть, металлы. Это, в свою очередь, влияет на курс рубля, а ослабление национальной валюты создает дополнительное инфляционное давление. Если рост цен не замедлится существенно, ЦБ не сможет быстро снижать процентные ставки.

— Насколько трудным может быть 2026 год? — Не исключаю, что 2026 год может повторить сценарий нынешнего: ситуация не сильно улучшится, но и не катастрофически ухудшится. Однако многое будет зависеть от параметров бюджета, которые будут сформированы в сентябре, и от уровня процентных ставок осенью. Только тогда можно будет строить более точные прогнозы на 2026 год.

Поэтому пока трудно утверждать, что экономика близка к технической рецессии, под которой понимается спад номинального ВВП в течение двух кварталов подряд. Тем не менее, общая картина остается сложной, и многое зависит от действий Банка России, а также от того, насколько сбалансированными окажутся бюджетные расходы.

Самые свежие новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках — в теме «Бесплатные новости».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Никита Масленников: Ситуация для экономики складывается непростая, но говорить даже о технической рецессии трудно.