Леонид Хазанов: Мы без ЕС проживем, он без наших минеральных удобрений — вряд ли

К 2030 году доля России на мировом рынке минеральных удобрений может увеличиться с 18–20% до 25%. В этом году объём производства удобрений в России увеличится с 63 млн тонн до 65 млн тонн. Это станет новым рекордом.

Президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев опубликовал многообещающие расчеты.

В апреле старший аналитик Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка Нина Адамова подсчитала, что Россия сможет переориентировать поставки азотных удобрений на Перу (где наши компании уже обеспечивают 44% импорта), Пакистан (30%), Индию (20%), Бразилию (16%) и Аргентину (7%). Отечественные компании продолжают активно наращивать поставки: в первом полугодии 2025 года объём перевалки минеральных удобрений в российских портах вырос почти на 9%, до 23,2 млн тонн.

Адамова считает, что после введения пошлин на российские азотные и сложные удобрения у России есть все возможности переориентировать часть своего экспорта, предназначенного сейчас для стран ЕС, на другие рынки.

К лету 2028 года тарифы ЕС на российские и белорусские азотные удобрения и комплексные удобрения вырастут с текущих 60 и 45 евро за тонну (с 1 июля 2025 года) до 315 и 430 евро за тонну соответственно. Это не включает действующий адвалорный налог в размере 6,5% (в процентах от таможенной стоимости, или «SP%.

В начале июля Гурьев подсчитал, что европейский рынок удобрений на 30% зависит от российских поставок. Таким образом, резкое повышение пошлин может привести к потере местными фермерами 500 миллионов евро в год. В настоящее время российские компании продают до половины своего экспорта удобрений в страны БРИКС. Например, поставки России в Индию за последние три года выросли в четыре раза, достигнув 1,2 миллиона тонн.

Под давлением санкций Россия активно сотрудничает с Беларусью, которая также является ключевым игроком на рынке. В апреле 2022 года, после введения Беларусью жёстких ограничений в отношении России, премьер-министр Беларуси Роман Головченко практически сразу объявил о завершении ускоренной регистрации белорусских азотных и сложных удобрений на российском рынке.

Белорусские компании перевели в Россию более 40% экспорта азотных удобрений, обеспечив 10% российского рынка карбамидо-аммиачной смеси (КАС). По состоянию на июнь прошлого года перевалка белорусских удобрений в другие страны осуществлялась через 15 терминалов на Балтийском и Азовском морях.

Основными направлениями поставок белорусских калийных удобрений остаются Бразилия и Китай. В ноябре прошлого года Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) официально соединился с иранским портом перевалки калийных удобрений. Планируется, что к 2025 году объём экспорта калийных удобрений в Иран превысит 200 тыс тонн.

Экономист и независимый эксперт Леонид Хазанов в интервью изданию «СП» отметил, что для увеличения доли России в мировом экспорте удобрений до 25% в первую очередь России необходимо обладать достаточными мощностями для их перевалки на морские суда.

— Здесь действительно есть некоторые сложности. Например, ещё в 2021 году через порты Балтики переваливалось много агрохимикатов.

Обратите внимание: Путин указал на проблемы рынка удобрений из-за санкций.

Но с введением Нового мирового порядка (НМП) объёмы поставок через эти страны упали до минимума.

Особенно сложная ситуация с аммиаком: у нас нет мощностей для его перекачки в танкеры, и экспорт остановлен. Ситуация начнёт улучшаться только в декабре 2024 года, с вводом в эксплуатацию терминала «ПортФавор» в Усть-Луге.

Однако порты, способные переваливать минеральные удобрения, распределены неравномерно и имеют разную пропускную способность. В настоящее время на Дальнем Востоке отсутствуют специализированные терминалы.

Во-вторых, нам необходимо развивать железнодорожные перевозки, но пропускная способность железных дорог ограничена, особенно на восточной границе России.

В-третьих, необходимо обеспечить стабильность морских перевозок и независимость их от транспортных тарифов. Возможно, сейчас самое время химическим компаниям начать строить собственные флоты, хотя этот процесс идёт не так быстро.

СП: Кто в настоящее время является основными конкурентами на российском рынке удобрений?

— У нас есть конкуренты. Например, по фосфорным удобрениям мы конкурируем с Марокко и Китаем, а по калийным — с Канадой, Иорданией, Израилем и Германией. И нельзя забывать, что у стран, куда мы традиционно поставляем агрохимикаты, таких как Бразилия и Индия, есть свои проекты по импортозамещению. Работы много, и она непростая, но всё в наших руках. Всё будет хорошо, если мы этого захотим.

СП: В какой степени западные страны зависят от импорта российских азотных, калийных и фосфорных удобрений?

— У ЕС практически нет альтернатив российским фосфатным удобрениям. Они также закупают их в Марокко, но в них содержится много токсичного кадмия.

В нашей стране в силу геологических особенностей формирования месторождений полезных ископаемых такие шахты отсутствуют вообще.

На рынке ЕС мы конкурируем с Германией, Канадой, Иорданией и Израилем по продажам калийных удобрений, но нашими основными потребителями являются Индия, Бразилия и Китай. В сфере продаж азотных удобрений мы конкурируем с Египтом и США.

Степень зависимости от российских поставок зависит от видов агрохимикатов, реализуемых на рынке ЕС, специфики климата и почв государств-членов, а также выращиваемых культур, но отказ от российских поставок обернется только убытками для европейских фермеров.

Это уже произошло в 2022 году. Сельское хозяйство ЕС по-прежнему страдает от санкций, действовавших в то время.

СП: На фоне крайне высоких защитных пошлин ЕС на удобрения, которые должны вступить в силу с июля 2028 года, удастся ли сохранить поставки или это станет совершенно невыгодным для российских производителей?

— Я думаю, что экспорт в ЕС продолжится, но в меньших масштабах, а возможно, и нет.

Любые запретительные пошлины и запреты ударят по местным фермерам и покупателям продовольствия. Цены на минеральные удобрения вырастут, вот и всё.

Проблема европейских политиков в их узком зрении. Они, видимо, не понимают, что ЕС — не единственный вариант для отечественных производителей минеральных удобрений, есть и другие регионы и страны.

Мы можем выжить без ЕС, но ЕС не может выжить без наших минеральных удобрений.


Самые свежие новости и вся самая важная информация о западных санкциях и ограничениях — в разделе «Бесплатные новости».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Леонид Хазанов: Мы без ЕС проживем, он без наших минеральных удобрений — вряд ли.