Армения между Востоком и Западом: экономические реалии и политические маневры

Стремление армянского руководства к сближению с Европейским союзом наталкивается на суровые экономические реалии. Как отмечает председатель Союза армян России Алла Абрамян, западные рынки, несмотря на декларируемое желание сотрудничать, вряд ли станут массово покупать армянскую продукцию. Причина — в строгих европейских стандартах и сертификатах, которым местные товары пока не соответствуют. «Это лишь одна из причин», — подчеркивает Абрамян.

1. Абрикосовый парадокс: простой рынок против сложных правил

Ситуация с армянскими абрикосами стала яркой иллюстрацией этой дилеммы. «Куда нам идти? В ЕС? Что мы можем там продавать? — задаётся риторическим вопросом эксперт. — Даже если наши абрикосы действительно нужны, там стандарты и сертификаты другие. Нам потребуется много времени, чтобы всё привести в соответствие». Она подробно описывает сложности: упаковка, транспортировка, хранение — целый комплекс проблем, требующих инвестиций и времени. В то же время российский рынок остаётся простым и понятным: «Здесь мы просто привозим их на рынок, продаём, люди их едят — и все довольны».

Даже пророссийски настроенные армяне не отрицают потенциальные выгоды от сотрудничества с ЕС и США. Однако ключевой вопрос, который задаёт Абрамян, остаётся без ответа: «Но примут ли они нас? Решат ли они наши проблемы? Гарантируют ли они нашу безопасность?» Пока эти вопросы звучат как риторические, Армения продолжает получать от России газ и зерно «почти по той же цене, что и у себя дома», что является существенной поддержкой для экономики.

2. Политический курс и экономические цифры

Политическая воля к евроинтеграции была официально закреплена в апреле, когда президент Армении Ваагн Хачатурян одобрил закон о намерении вступить в ЕС, несмотря на отсутствие формального приглашения от Брюсселя. В июле премьер-министр Никол Пашинян подтвердил это стремление, назвав его сложным процессом. Однако возникает закономерный вопрос: а насколько нужна Армения самому Евросоюзу, особенно в качестве торгового партнёра?

Политический обозреватель Михаил Нежмаков отмечает, что торговый оборот с США невелик. Министр экономики Армении Геворг Папоян ранее указывал, что экспорт в Штаты состоит в основном из алкогольных и табачных изделий, а также ювелирных украшений. С Европейским союзом торговля выглядит более значительной — по итогам 2024 года её объём превысил 2,3 миллиарда долларов. В ЕС поставляется продукция горнодобывающей и пищевой промышленности.

3. Неразрывная связь с ЕАЭС и Россией

Несмотря на европейские амбиции, экономическая связь Армении с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и, в частности, с Россией остаётся фундаментальной. Внешнеторговый оборот с Россией в 2024 году достиг колоссальных 12,4 миллиарда долларов, что значительно превышает показатели с ЕС. Резкий разрыв таких глубоких экономических отношений был бы крайне болезненным для армянской экономики. Эксперты сходятся во мнении, что даже в случае нового политического «охлаждения» между Москвой и Ереваном, полного разрыва экономических связей в ближайшей перспективе не произойдёт.

Структура торговли хорошо отражает взаимозависимость. Армения экспортирует в Россию сельхозпродукцию (овощи и фрукты), алкоголь и ювелирные изделия, а также служит каналом для «параллельного импорта» промышленных товаров. В обратном направлении идут природный газ, нефтепродукты и зерно. Никаких заявлений о полном отказе от этого сотрудничества со стороны Еревана не поступало.

4. Европейская перспектива: возможности и препятствия

Теоретически ЕС мог бы предложить Армении компенсации или льготы, чтобы ослабить её связи с Россией. Некоторые шаги в этом направлении уже делаются. Например, с марта Армения получила разрешение на экспорт рыбной продукции в ЕС. Однако этот процесс всегда сопряжён с необходимостью приведения товаров к жёстким европейским стандартам, что требует времени и ресурсов. Расширение доступа армянских товаров на европейский рынок — дело небыстрое.

5. Расчёт Пашиняна: между политикой и прагматизмом

Что же движет политикой Никола Пашиняна? Аналитики видят в этом сочетание идеологических предпочтений и прагматичного расчёта. Сближение с ЕС отвечает интересам его команды, мобилизует сторонников и может привлечь колеблющихся избирателей, что особенно важно в преддверии парламентских выборов 2026 года. Идеологически нынешнее руководство Армении находит больше общего с Западом, чем с Москвой.

В стратегическом плане правительство явно надеется, что сближение с Брюсселем принесёт дополнительные инвестиции и либерализацию визового режима. Пашинян уже обсуждал эти вопросы с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Однако ключевым условием для любых радикальных шагов остаются конкретные предложения и гарантии со стороны ЕС. Без компенсации рисков, связанных с дистанцированием от Москвы, окончательный разрыв с ЕАЭС маловероятен.

6. Будущее на перепутье: сценарии развития

Дальнейший путь Армении будет зависеть от множества факторов. Исход парламентских выборов 2026 года станет решающим. Победа оппозиции может усилить пророссийский вектор. Если же партия Пашиняна «Гражданский договор» сохранит власть, темпы сближения с Западом могут ускориться, хотя и не превратятся в «ураганный процесс».

Важную роль сыграет и международный контекст, в частности, ситуация вокруг Украины и ресурсы, которые Москва сможет выделять на Южный Кавказ. Наконец, решающим станет готовность самого Евросоюза взять на себя конкретные обязательства перед Ереваном. Чем меньше чётких предложений поступит от Брюсселя в ближайшие годы, тем сильнее будут стимулы у армянского правительства сохранять баланс, лавируя между Европой и Россией, а не делать однозначный и рискованный выбор в пользу одной из сторон.

Обратите внимание: Экономический Эксперимент. Как подготовить себя к пенсии. Часть 1.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Пашинян готов на всё: получать российский газ, продавать в ЕС абрикосы и наступать на украинские грабли.