
Российским властям поручено в течение 3–4 месяцев установить цены на товары первой необходимости.
Подобные меры будут включены в доклад «Исследование 11: Инфляция: краткий обзор» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Хотя, по данным Министерства экономического развития, текущий уровень инфляции в России составляет 9,3% (что соответствует среднегодовому прогнозу министерства) и весьма вероятно снижение до 7,6% к концу 2025 года, авторы доклада считают, что это временные факторы, связанные с высокими процентными ставками, ростом сбережений и укреплением рубля, поэтому со временем инфляция может ускориться.
Они утверждают, что установление цен на мясо, молоко, яйца, хлеб и картофель поможет снизить этот риск.
Если вспомнить, что не так давно производители картофеля настаивали на долгосрочных контрактах с торговыми сетями, то сейчас аналогичные меры предлагаются для всех продуктов первой необходимости, что для обывателей выглядит предвестником бури на продовольственном рынке, чуть ли не возвратом к временам горбачевских талонов.
Есть ли какие-либо обоснования в этих соображениях?
«Честно говоря, мне сложно понять, почему Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования рекомендует устанавливать цены на основные продукты именно в этот период», — высказал свое мнение по поводу этого предложения бывший заместитель министра сельского хозяйства РФ, доктор экономических наук Леонид Холод.
— Эксперты могут посчитать, что если этот срок увеличить, то фиксация цен станет слишком жесткой, а если сократить — контролировать цены станет невозможно.
Само предложение — долгосрочные контракты или добровольные соглашения, в рамках которых хозяйствующие субъекты самостоятельно устанавливают цены, — не ново и неоднократно использовалось на протяжении многих лет.
Например, около трёх лет назад наблюдались перебои на внутреннем рынке сахара, гречневой крупы и хлеба. Другой пример: около полутора лет назад практически без повода возникли проблемы на рынке яиц.
Главное, что такие добровольные соглашения между производителями и продавцами достигаются при посредничестве антимонопольных служб, поскольку монополистический сговор может происходить в равной степени и при низких, и при высоких ценах на конкретный товар.
Время покажет, сработает ли это так, как ожидалось. Хотя это и хорошее экономическое лекарство, как и любое хорошее лекарство, у него есть как положительные, так и побочные эффекты.
«СП»: Например, какие?
— С точки зрения развития рынка это не очень хорошо.
Логику авторов инициативы понять несложно — они приводят в пример яйца. В настоящее время цены на яйца на полках сетевых магазинов находятся рядом: цена за дюжину составляет 120 и 40 рублей, а себестоимость за дюжину находится примерно посередине этих двух диапазонов.
Причина обвала цен в том, что некоторые производители яиц, по-видимому, испытывают серьезные проблемы с ликвидностью, поэтому они просто в панике распродают свой продукт по цене значительно ниже себестоимости вместо того, чтобы немного снизить цены.
СП: С какими проблемами они могут столкнуться?
— Лично я считаю, что в сфере яичного производства наблюдается серьёзный кризис.
Обратите внимание: Эксперты: экономика КНР обгонит США на пять лет раньше прогноза.
Ведь в некоторых местах, поскольку кормов для кур-несушек практически нет, их начинают выбрасывать за ненадобностью.Поскольку этот вид «бегущей курицы» не похож на цыпленка-бройлера, его нельзя продать в магазине целиком, а мясо у него относительно жесткое, поэтому его можно использовать только для приготовления супа.
Давайте посмотрим, что принесет долгосрочное контрактование, поскольку для страны хорошо, если цены на яйца останутся на умеренном уровне, но весь вопрос в том, какой уровень будет правильным для всех сторон, включая производителей и их производственные затраты.
То же самое касается производителей молока, пекарей, производителей мяса и производителей всех товаров первой необходимости, которые являются наиболее социально значимыми и в то же время наиболее чувствительными к любым сбоям.
СП: Очевидно, если правительство решит реализовать предложенные меры, нам не останется ничего другого, кроме как подождать и посмотреть. Есть ли хотя бы гарантия, что такой эксперимент ограничится заявленным сроком и не станет долгосрочным рекордом?
— Уровень цены конкретного товара определяется экономическими условиями и является динамичным. Если бы этот уровень цены оставался «фиксированным» в течение длительного времени, цена товара не смогла бы выполнять некоторые из своих важнейших функций.
Во-первых, в зависимости от уровня цен производители принимают решения о своем дальнейшем поведении на рынке — развивать производство, ждать расширения или вовсе закрыться.
СП: Что может быть мотивом предложения о временном ограничении цен на товары первой необходимости?
— Этот раздел действует как увеличительное стекло на процесс инфляции в стране.
Если инфляция высока, волатильность будет высокой, поскольку эти продукты питания предназначены для наименее обеспеченных слоев населения.
К этому следует также прибавить издержки самих производителей, которые вынуждены повышать заработную плату рабочим, например, из-за роста цен на такие вещи, как вода и электричество.
СП: Если эта рекомендуемая сейчас мера будет реализована, не вызовет ли это панику среди потребителей? Ведь некоторые товары обычно раскупаются в случае крайней необходимости. Не будет ли такое решение стимулировать торговые сети к манипулированию ценами?
— Как я уже говорил, этот механизм много раз срабатывал в России и приводил к снижению энтузиазма по поводу того или иного продукта.
Но, как всегда, всё сводится к исполнению. Давайте возьмём одно и то же яйцо.
Если, например, цена за дюжину будет зафиксирована на уровне 30–40 рублей, то это будет только грозить упадком отрасли, в этом случае ажиотаж неизбежен.
Однако нельзя исключать манипулирование ценами в торговых сетях; нередки отдельные мошенники, выдающие себя за управляющих франчайзинговыми магазинами или продавцов.
Однако в целом розничные сети вряд ли пойдут на столь радикальные меры — это обойдется им дороже, а учитывая высокие ставки в таких грязных трюках, риски того не стоят.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Официальная годовая инфляция пока в пределах прогноза, но есть вероятность ее разгона.