Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов выступил с заявлением о возможности ежегодного резервирования в российском бюджете до 2 трлн рублей. Для понимания масштаба: общие расходы федерального бюджета на 2025 год запланированы на уровне 42,298 трлн рублей, а дефицит оценивается в 3,792 трлн рублей.
1. Источники экономии бюджета
По мнению сенатора, достичь такой экономии можно за счет пересмотра неэффективных трат и отказа от ряда льгот, предоставляемых социальным учреждениям и другим получателям, которые не демонстрируют результативности. В числе возможных мер — оптимизация сети нерентабельных домов престарелых и избавление от непрофильных активов государства, таких как футбольные клубы с завышенными зарплатами игроков.
Артамонов подчеркнул, что создание финансовых резервов необходимо для обеспечения приоритетных направлений, включая развитие высокотехнологичных отраслей, оборону и безопасность. Он уточнил, что «бюджетная консолидация» должна достигаться не за счет общего сокращения (секвестра) бюджета, а путем отказа от неэффективных расходов и максимального использования всех источников доходов.
При этом социальные расходы, отнесенные к «защищенным статьям», оптимизации не подлежат. По оценкам сенатора, аналогичный объем экономии — около 2 трлн рублей — может быть достигнут и в период с 2026 по 2028 годы.
2. Мнение эксперта: Накопленные проблемы и скрытые активы
Экономист Андрей Бунич в интервью подтвердил, что за период относительной стабильности в российском бюджете накопился целый ряд расходов, требующих пересмотра и сокращения.
— Оценка в 2 триллиона рублей вполне реалистична, — отметил Бунич. — В стране существует множество активов, которые формально не приносят дохода. Решение этой проблемы — не только финансовая, но и экономико-аналитическая задача, требующая глубокого изучения деятельности предприятий.
СП: Насколько серьезна в России проблема упущенной выгоды и скрытых активов?
— У нас тысячи активов, которые часто выводятся из-под правового поля. Их можно «спрятать» за судебными исками и претензиями, избегая таким образом налогообложения. Соответственно, такой бизнес не пополняет бюджет. Через офшорные компании и сомнительные юридические схемы прибыль от этих структур выводится за рубеж, а реальные владельцы получают доход. Убытки для бюджета от таких операций могут быть колоссальными. Комплексный подход к этой проблеме мог бы решить многие бюджетные трудности, но для этого нужен системный экономический анализ с привлечением, в том числе, Счетной палаты.
3. Перспективы дефицита и курс рубля
СП: Потенциальная экономия в 2 трлн рублей — это чуть больше половины текущего дефицита.
Обратите внимание: Пополнение доходной части бюджета с помощью л*гализации работы д*вуш*к л*гкого пов*д*ния..
Будет ли дефицит расти?— Дефицит бюджета, вероятно, увеличится, поскольку экономика фактически не растёт, — считает Бунич. — Отчасти этот дефицит искусственный из-за завышенного курса рубля, что делает выгодными спекулятивные операции. С другой стороны, даже ослабление рубля до 100 рублей за доллар к концу года может быть полезно для бюджета, так как пик расходов приходится на декабрь, и в пересчете на валюту они сократятся более чем на 20%.
Однако корень проблемы — в стагнации экономики. Многие отрасли, включая строительную, демонстрируют застой. Компании не могут полноценно платить налоги и иногда сами нуждаются в господдержке, что создает дополнительную нагрузку на бюджет.
4. Необходимость структурных изменений
СП: Усугубится ли проблема бюджетного дефицита в долгосрочной перспективе?
— Валютные манипуляции могут дать краткосрочный эффект экономии, — пояснил экономист. — Но без мер по ускорению экономического роста и без реального плана структурных преобразований бюджетные проблемы сохранятся. Мы не можем рассчитывать на значительный рост нефтегазовых доходов в ближайшие годы. Если Россия не будет развивать отрасли, ориентированные на внутренний рынок, и не создаст самодостаточный народнохозяйственный комплекс (по примеру Китая или США), новых источников доходов не появится.
Ключ к развитию — в поддержке малого и среднего бизнеса, создании собственного рынка капитала и запуске множества небольших, но жизнеспособных проектов. При стагнации хорошего бюджета просто не бывает. В таком случае государству придется постоянно дотировать или спасать компании, что является тупиковым путем.
5. Роль процентной ставки и других инструментов
СП: На каком уровне следует поддерживать ключевую ставку, чтобы стимулировать предпринимательскую активность и пополнение бюджета?
— Не стоит рассматривать ключевую ставку как единственный инструмент, — отметил Бунич. — Помимо нее, у Центрального банка есть десятки механизмов регулирования: требования к обеспеченности кредитов, нормативы достаточности капитала, ликвидности и другие. Именно от этих механизмов во многом зависит доступность финансирования для реальных проектов.
Безусловно, при прочих равных условиях низкие ставки предпочтительнее, и в ближайшие месяцы мы, вероятно, увидим их снижение. Даже если ставка опустится до 10%, это не станет панацеей для всей экономики, хотя и облегчит жизнь активно работающему бизнесу. Российская экономика обладает потенциалом, но ее структура пока не претерпела принципиальных изменений, а полноценный рынок капитала еще не сформирован.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Андрей Бунич: При стагнации хорошего бюджета просто не бывает.