Экономисты критикуют идею «российской полки» в магазинах как неэффективное «торговое гетто»

Минпромторг России вынес на общественное обсуждение проект закона о так называемой «российской полке». Согласно документу, с 1 марта 2026 года магазины могут быть обязаны выделять часть полочного пространства под непродовольственные товары отечественного производства. Конкретные квоты, перечень товаров и порядок подтверждения их «национального» статуса будет определять правительство.

1. Суть законопроекта

В законопроекте прописаны довольно детальные требования. Российские товары должны будут занимать определенную долю от общей длины полок, обращенных к покупателю, и размещаться на высоте от 80 до 160 сантиметров от пола — на уровне глаз. Для поощрения ритейлеров, активно продвигающих отечественные товары, предлагается ввести специальный знак отличия — «Флагман российской торговли».

Как ранее пояснял замглавы Минпромторга Роман Чекушов, квоты будут гибкими и привязанными к реальным производственным возможностям в каждом сегменте рынка, без жестких фиксированных минимумов и максимумов.

2. Критика со стороны экспертов и бизнеса

Инициатива уже столкнулась с серьезной критикой. Еще летом против нее выступили эксперты межотраслевого совета по потребительскому рынку и ряд отраслевых объединений. Их главный аргумент: закон ущемляет права иностранных компаний, которые уже локализовали производство в России и инвестировали в страну.

Экономисты также выражают сомнения в эффективности такого подхода. Василий Колташов, директор Института нового общества, указывает на техническую и маркетинговую неясность. «Непонятно, это будет специальная полка вне отделов? Если же «российская полка» будет в каждом отделе, то какой в ней смысл?» — задается он вопросом. По его мнению, такая полка превратится в «торговое гетто», куда покупатели пойдут только по осознанному патриотическому порыву. Гораздо эффективнее, считает эксперт, было бы правило размещать российские товары на самых видных и выгодных местах в магазинах, хотя и это правило сложно контролировать.

3. Проблемы с ассортиментом и альтернативные предложения

Колташов также отмечает структурные проблемы российского производства. С одной стороны, страна выпускает много своей бытовой химии и канцтоваров. С другой — существуют явные дефициты: почти нет отечественной электроники, дорого и сложно производить конкурентоспособную одежду и обувь. Это создаст трудности с заполнением «особых» полок.

Вместо единой «российской полки» экономист предлагает другие, более адресные форматы. Например, создавать в магазинах полки с товарами из отдаленных регионов (сибирские продукты в Москве, кавказские — в Сибири) или поддерживать локальных производителей в каждом конкретном регионе. Это помогло бы подчеркнуть уникальность товаров и дало бы доступ в крупные сети мелким предприятиям.

4. Главный рецепт — качество и цена

Другой экономист, Александр Разуваев, также настроен скептически. Он убежден, что навязывание товаров через квоты вызовет лишь раздражение покупателей, которые в первую очередь ориентируются на качество и цену. «Не стоит наши товары загонять в такое торговое гетто», — заявляет он.

По мнению Разуваева, путь к успеху лежит в другой плоскости: необходимо сосредоточиться на повышении качества продукции и снижении ее себестоимости, чтобы сделать цены более доступными. Удачный пример — российское вино, которое, по его словам, стало конкурентоспособным по качеству и цене с импортными аналогами и теперь пользуется спросом безо всяких квот. К этому рецепту эксперт добавляет важность грамотной рекламной поддержки, в первую очередь на телевидении.

Обратите внимание: Зачем мне знать, что такое паритет покупательной способности?.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Экономисты не понимают, зачем для отечественной продукции готовят «торговое гетто».