Игорь Юшков: Проблема вывода зависших в Индии денег наших компаний уже не актуальна

Поставки российской нефти в Индию в сентябре увеличиваются, свидетельствуют данные покупателей и продавцов. Нью-Дели не обращает внимания на американские штрафы, цель которых заставить страну прекратить сотрудничество с Москвой и подтолкнуть Россию к значительным уступкам по Украине.

После начала спецоперации и введённых против Москвы западных санкций именно Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти, что позволило её перерабатывающим заводам получать выгоду за счёт более низких цен на сырьё.

Естественно, такие закупки вызвали негативную реакцию администрации Дональда Трампа, которая в минувшую среду увеличила тарифы на индийский экспорт в США до 50%. Вашингтон упрекает Нью-Дели в том, что тот зарабатывает на сниженной цене российской нефти, в то время как индийская сторона обвиняет западные государства в двойных стандартах, ведь и США, и Евросоюз продолжают отовариваться в России на миллиарды долларов.

Индия надеется договориться и решить проблему пошлин, однако параллельно премьер-министр Нарендра Модиотправился в турне по другим странам, где также наладил дипломатические контакты, включая предстоящую встречу с российским лидером Владимиром Путиным.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сомневается, что Дели действует «назло Вашингтону»:

— Я не думаю, что Индия увеличит закупки по какому-то политическому решению. Тут вообще прослеживается чисто технический момент — Индия раньше уже законтрактовала эти объемы. И только в сентябре эти контракты будут реализованы.

Нет ситуации, что если бы США против Индии не ввели дополнительные 25-процентные пошлины, увеличенные потом до 50%, тогда бы индусы не закупали нефть в больших объемах. Нет, они бы в любом случае увеличили закупки.

Тем более, что в сентябре Россия скорее всего нарастит экспорт сырой нефти. А Индия покупает у России, прежде всего, именно сырую нефть. Крупнейшим покупателем нефтепродуктов у нас является Турция, а Индия покупает преимущественно сырую Urals.

Весь 2025 год ОПЕК+ увеличивал разрешения на добычу. Это нельзя назвать «квотами», потому что квоты — для всех. А в 2025 году увеличение было только для восьми стран ОПЕК+, которые в 2023-м снизили объем производства — дополнительно, добровольно, помимо квоты. В 2025-м году возможность увеличивать добычу восстанавливалась, возрастала. Но Россия этого не делала.

«СП: Прежде мы немного нарушали взятые на себя обязательства, добывали больше, чем нам положено.

Поэтому мы разработали программу компенсации того, что добыли раньше. То есть у нас возможность добывать больше наконец появилась, но мы этого не делали, компенсируя то, что раньше добыли лишнее.

А сейчас, в сентябре-октябре, эта программа будет заканчиваться. Поэтому мы в рамках решения ОПЕК+ и будем увеличивать добычу. И ещё надо помнить про повреждения на российских НПЗ.

Это приведёт к меньшей переработке внутри страны на какой-то период. Соответственно, мы больше будем экспортировать сырой нефти, а значит, нужно куда-то её пристраивать.

С учетом того, что 90% российской нефти идет в две страны: в Индию и в Китай, то естественно, что и туда, и туда вполне возможно увеличение продаж. Но в Китай-то мы поставляем в основном восточносибирскую нефть марки ВСТО (ESPO) по одноименному нефтепроводу. А в Индию идет то, что грузится в танкерах на западных наших портах, в Новороссийске, Усть-Луге, Приморске.

Поэтому логично предположить, что эта добавка пойдет в Индию, которая государственного решения запрещать импорт российской нефти не принимала. Индусы прекрасно понимают, что это не снимет с них дополнительные импортные пошлины, которые лишь предлог для того, чтобы давить на Индию в торговых переговорах со стороны США.

Ведь Китай покупает ещё больше российской нефти.

Обратите внимание: Топ 10 компаний Японии.

Бразилия, Венгрия, Словакия, Сербия, Саудовская Аравия, Турция — покупают наши нефтепродукты. И ни против кого из них Соединенные Штаты не вводят дополнительные импортные пошлины. Только против Индии.

Значит, дело не в российской нефти. Запретив своим фирмам покупать нашу нефть, индийское правительство больше потеряет, без каких-либо гарантий того, что им что-то дадут взамен, откажись они от российской нефти. Поэтому на государственном уровне они и не запрещают покупать нашу нефть.

«СП: Чем закончилось приобретение индийских активов за зависшие на счетах наших компаний рупии?

— Никакие дополнительные доли в индийских НПЗ российские компании не приобретали. То есть, как у «Роснефти» было в одном из НПЗ 49%, так и осталось. В этом плане ничего не изменилось.

Однако деньги все-таки уходят из России. То есть, экспортеры меняются с импортерами, как бы, производя взаимообмен. Какие-то компании-импортеры передают деньги экспортерам здесь, в России, а те передают им деньги, которые накопили за рубежом.

Проблема вывода денег из Индии сейчас неактуальна. Это все удалось разрешить, и сейчас в общем-то проблем с расчетами нет. Единственная проблема осталась только в использовании компаний-посредников, в том числе для обмена валют, их вывода — им тоже приходится платить.

Издержки для российской экономики от санкций против банков есть. Нам все переводы денежные обходятся дороже, чем могли бы. Но это не критично, опять же, ни для компаний, ни для государства, — считает эксперт…

В аналитической записке BNP Paribas также отмечается, что пошлины — лишь часть более широких торговых разногласий между Вашингтоном и Нью-Дели, и, учитывая рост переработки нефти внутри Индии и сохраняющиеся скидки на российскую нефть, страна вряд ли резко сократит её импорт.

Возможно, индийские НПЗ в сентябре нарастят импорт российской нефти на 10−20% по сравнению с августом, то есть дополнительно закупят от 150 до 300 тысяч баррелей в день. Эти данные основаны на предварительных цифрах. Крупнейшие индийские покупатели российской нефти — компании Reliance и Nayara Energy.

За первые двадцать дней августа Индия ввозила около 1,5 млн баррелей российской нефти в сутки. Это соответствует июльскому уровню, но чуть меньше среднего показателя за первое полугодие. Эти объёмы составляют примерно 1,5% мировых поставок и делают Индию крупнейшим морским покупателем российской нефти, покрывающей 40% её внутреннего спроса.

Эксперт компании Kpler Сумит Ритолия считает, что, если Индия не примет жёстких политических решений или не произойдут серьёзные изменения в торговли, российская нефть сохранит ключевое значение в её импорте. Аналитики брокерской фирмы CLSA также отмечают, что вероятность отказа Индии от закупок крайне мала, если только не будет введён глобальный запрет. Прекращение импорта российской нефти Индией способно снизить мировые поставки примерно на миллион баррелей в день и вызвать краткосрочный рост цен почти до 100 долларов за баррель.

А тут ещё со 2 сентября ЕС установил лимит в 47,6 доллара за баррель, что на 15% ниже рыночной стоимости российской нефти, ограничив тем самым доступ к западным услугам при продаже сырья дороже этого предела.

Но эффект от санкций и пошлин США может проявиться только на тех партиях, которые будут доставлены в Индию в октябре, поскольку торговля по ним стартует в ближайшие дни.


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, в теме «Свободной Прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Игорь Юшков: Проблема вывода зависших в Индии денег наших компаний уже не актуальна.