Россия, Китай и Монголия сделали важный шаг в развитии энергетического сотрудничества, подписав в Пекине меморандум о взаимопонимании по двум ключевым газотранспортным проектам: магистральному газопроводу «Сила Сибири-2» и транзитному маршруту через Монголию «Союз Восток». Об этом сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
1. Масштабы нового проекта
В отличие от действующей «Силы Сибири-1», которая снабжает северо-восточные регионы КНР, новый трубопровод «Сила Сибири-2» станет глобальным проектом. Его маршрут пройдет от газоносных районов Западной Сибири через территорию Монголии до Синьцзян-Уйгурского автономного района на северо-западе Китая. По словам Миллера, этот проект обещает стать крупнейшим и наиболее капиталоемким в мировой газовой отрасли. Проектная мощность газопровода впечатляет — до 50 миллиардов кубометров природного газа в год.
Соглашение по поставкам газа по этому маршруту рассчитано на долгосрочную перспективу — 30 лет. Важным моментом является цена: как пояснил глава «Газпрома», для китайского рынка она будет объективно ниже, чем для европейских потребителей, благодаря более короткому транспортному плечу и, как следствие, сниженным логистическим затратам.
2. Расширение существующих поставок
Параллельно с планами по новому маршруту стороны договорились об увеличении объемов по уже действующим каналам. «Газпром» и китайская CNPC подписали документы, предусматривающие рост поставок по газопроводу «Сила Сибири — 1» с 38 до 44 миллиардов кубометров в год. Также будет увеличен объем поставок по Дальневосточному маршруту — с 10 до 12 миллиардов кубометров ежегодно.
3. Долгий путь к соглашению
Переговоры о строительстве «Силы Сибири-2» велись между Москвой и Пекином на протяжении нескольких лет, и ключевым камнем преткновения долгое время оставался вопрос цены. Как сообщали западные СМИ, китайская сторона стремилась к стоимости, близкой к внутренним российским ценам, что было неприемлемо для «Газпрома». Однако геополитическая ситуация, в частности обострение конфликта на Ближнем Востоке, повысило заинтересованность Китая в диверсификации источников энергоресурсов и надежных поставках, что придало новый импульс обсуждению проекта.
4. Мнение эксперта: кому выгоден проект?
Эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков в комментарии для «СП» отметил, что проект нужен обеим сторонам, иначе переговоры не велись бы столь долго и интенсивно. Китай, наращивающий потребление газа, нуждается в увеличении импорта, а Россия — в новых рынках сбыта.
Эксперт обратил внимание на формулировку «юридически обязывающий меморандум», отметив, что такой документ, по сути, фиксирует намерения и предварительные договоренности, но не является коммерческим контрактом на поставку газа. Вероятно, в меморандуме были согласованы технические и финансовые детали, включая вопрос финансирования строительства монгольского участка, который сама Монголия профинансировать не может.
5. Стратегические перспективы и сроки
По мнению Юшкова, проекты «Сила Сибири-1», Дальневосточный маршрут и «Сила Сибири-2» не конкурируют, а дополняют друг друга в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Увеличение поставок по действующим маршрутам — это история до 2030 года, в то время как строительство «Силы Сибири-2» даже при быстром старте займет около пяти лет, а выход на полную мощность — еще пять-шесть лет, то есть проект выйдет на пик к середине 2030-х годов.
Эксперт предположил, что логичной следующей ступенью станет подписание непосредственно контракта на поставку газа. Без такого контракта начинать масштабное строительство экономически рискованно. Не исключено, что стороны могут приурочить подписание этого исторического документа к Восточному экономическому форуму во Владивостоке в сентябре, что станет для него знаковым событием.
6. Компенсация европейского рынка?
Отвечая на вопрос о возможности компенсации потерь на европейском направлении, эксперт напомнил, что «Газпром» планировал развитие восточных маршрутов независимо от ситуации в Европе. Ключевое преимущество «Силы Сибири-2» — использование уже разработанной ресурсной базы Западной Сибири, где не требуются колоссальные вложения в освоение новых месторождений, а нужны инвестиции в линейную часть и компрессорные станции.
Обратите внимание: Сложности с обеспечением продовольственной безопасности.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Москва и Пекин подписали меморандум о строительстве еще одного магистрального газопровода в Китай.