Государство начинает активно распродавать активы, которые перешли в его собственность в последнее время. Как сообщил министр финансов Антон Силуанов, в федеральный бюджет уже поступило около 30 миллиардов рублей от продажи компаний, перешедших под контроль государства по решениям судов, в том числе по искам Генеральной прокуратуры. Министр анонсировал продолжение этой практики, заявив, что Минфин рассчитывает выручить от таких сделок до 100 миллиардов рублей и даже больше. Силуанов подчеркнул, что поддерживает быструю реализацию этих активов, чтобы государству не приходилось выступать в роли менеджера и управлять ими напрямую.
1. Позиция Генпрокуратуры и масштабы явления
Ранее, в начале сентября, генпрокурор Игорь Краснов заявлял, что ведомство не занимается ревизией приватизации 1990-х годов в целом. По его словам, с юридической точки зрения большинство приватизационных сделок того времени были проведены корректно. Иски прокуратуры связаны с конкретными установленными фактами преступлений: незаконного вывода активов, преднамеренного банкротства, коррупции и других нарушений. Особое внимание уделяется стратегическим и системообразующим предприятиям, в том числе тем, что оказались под иностранным контролем.
2. Мнение эксперта: Андрей Бунич об экономических и психологических последствиях
Экономист Андрей Бунич в интервью отметил, что 30 миллиардов от продаж — это лишь малая часть от общей стоимости активов, попавших под госуправление. По некоторым оценкам, речь может идти о сумме в несколько триллионов рублей. Такой объем средств теоретически может стать серьезным резервом для покрытия бюджетного дефицита.
— Можно ли расценивать стоимость всех этих компаний как источник пополнения бюджета?
— Да, если представить, что все предприятия будут в итоге проданы. Объем взятого под контроль имущества вполне сопоставим с дефицитом бюджета, это похоже на стратегический резерв. Однако у этого процесса есть и негативная сторона — удар по инвестиционному климату. Предприниматели начинают опасаться за стабильность своего бизнеса. Проблема в том, что в России до сих пор нет четкой и масштабной правовой базы, регулирующей процедуры национализации и последующей продажи активов, что создает почву для злоупотреблений.
— Как может применяться национализация?
— Формы бывают разные. Это может быть переход компании государству в процессе банкротства за долги. Есть национализация по соображениям безопасности. Например, реквизиция — оперативное изъятие имущества в чрезвычайных ситуациях, таких как пожары или наводнения, с последующим возвратом собственнику. Или конфискация — как мера в отношении тех, чья деятельность угрожает государственным интересам.
Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.
— Можно ли говорить, что компании, которые были приватизированы в 1990-е, рискуют столкнуться с проблемами?
— «Дамоклов меч» всегда висел над таким бизнесом из-за серьезных ошибок, допущенных во время приватизации. Эти ошибки признавали даже те, кто консультировал правительство в те годы. Полномасштабного пересмотра приватизации не будет — это невозможно и бессмысленно, особенно учитывая, что многие активы уже не раз меняли владельцев. Но ключевая проблема в другом.
Из-за того, что приватизация зачастую проходила с вопиющими нарушениями, сложилась уникальная ситуация: в любой момент можно «расковырять» 30-летнее прошлое предприятия и оспорить законность владения. Этот фактор кардинально меняет поведение собственников, получивших имущество в 90-е. Возник феномен «тревожного собственника».
Такой предприниматель живет с постоянным ощущением, что его собственность могут отобрать в любой момент, поскольку юридические основания владения могут быть признаны сомнительными. Вместо долгосрочных инвестиций и развития, «тревожный собственник» стремится максимально быстро выжать прибыль из актива, что вредит и предприятию, и экономике в целом. Таким образом, наследие приватизации продолжает оказывать негативное психологическое давление на целый сегмент российского бизнеса.
3. Перспективы продажи и стратегические риски
— Есть ли в России компании, которые готовы купить весь объем активов, недавно перешедших под контроль государства?
— Вопрос не только в наличии покупателей, но и в стратегических последствиях. Нельзя подходить к продаже только с точки зрения сиюминутной выгоды — кто даст больше денег. Крайне важно сохранить конкурентную среду, не допустить монополизации отраслей и попадания активов в руки тех, кто не намерен их развивать.
В России есть крупные компании в хорошем финансовом состоянии. Кроме того, часть капитала, временно выведенного предпринимателями за рубеж, может вернуться, поскольку вложения в западные активы сейчас сопряжены с рисками заморозки, а сами эти рынки сильно переоценены. В России же, напротив, много недооцененных активов. При определенных условиях можно привлечь и иностранные инвестиции, например, китайские.
Поэтому, по мнению эксперта, государству не стоит торопиться с массовой распродажей. Лучше дождаться стабилизации ситуации, когда рыночная стоимость этих активов вырастет. Текущие бюджетные расходы можно покрывать другими способами, например, через выпуск облигаций федерального займа (ОФЗ). Увеличение госдолга в данной ситуации может оказаться более рациональным решением, чем продажа стратегических активов по заниженной цене.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Андрей Бунич: Из-за того, что приватизация проходила с вопиющими нарушениями, теперь в любой момент можно «расковырять» 30-летнее прошлое предприятия.