Кризис на рынке бензина: почему исчезает топливо и кто виноват

Ситуация с обеспечением топливом в России накаляется: всё больше регионов сталкиваются с дефицитом, особенно высокооктановых бензинов, что вынуждает независимые автозаправочные станции (АЗС) приостанавливать работу. Если изначально проблемы отмечались на Дальнем Востоке и в Саратовской области, то сейчас они охватили уже десятки субъектов, включая Крым, Нижегородскую, Ростовскую, Рязанскую области и даже Подмосковье.

1. Масштаб проблемы и мнения экспертов

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов подтверждает наличие сложностей на рынке, в первую очередь с поставками высокооктанового топлива, что приводит к перебоям и закрытию заправок. Екатерина Савкина, член Российского топливного союза, добавляет, что проблемы с отгрузками с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для ряда АЗС продолжаются уже несколько недель, и география сообщений о дефиците расширяется.

Традиционно эксперты связывают подобные ситуации с сезонным всплеском спроса, активностью автотуристов и сельскохозяйственными кампаниями. Однако нынешний масштаб дефицита, когда заправки в центральных регионах страны надолго остаются без бензина АИ-95 и выше, является беспрецедентным за многие годы, что заставляет искать более глубокие причины.

2. Экономические корни кризиса

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, корень проблемы лежит не в технической неспособности произвести топливо, а в экономических диспропорциях. Дефицит наблюдается в основном на независимых АЗС, в то время как вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), владеющие собственными НПЗ, снабжают свои сети стабильно.

Ключевая проблема для независимых игроков — высокие оптовые цены на бирже, которые в августе обновили исторические рекорды. Покупая топливо по завышенным ценам, они не могут свободно поднимать розничную стоимость из-за жесткой конкуренции с ВИНКами и контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В результате им приходится либо работать в убыток, либо временно закрываться, ожидая, когда ВИНКи повысят цены на своих заправках, что позволит скорректировать и их собственную маржу. Яркий пример — ситуация в Крыму, где представлены в основном независимые АЗС.

3. Биржевые цены и демпферный механизм

Рекордный рост цен на бирже, особенно на бензин АИ-95, имеет свои системные причины. Согласно действующим правилам, выплаты нефтяным компаниям из бюджета (так называемый демпфер) сокращаются, если цены на бензин АИ-92 в течение месяца превышают индикативный уровень более чем на 10%. Это заставляет компании искусственно сдерживать стоимость АИ-92. Однако на бензин с более высоким октановым числом (АИ-95 и АИ-98) это ограничение не распространяется, что открывает возможность для неограниченного роста их цен при сохранении бюджетных выплат.

Дополнительным фактором стало сокращение самих выплат по демпферу почти вдвое за первые семь месяцев 2025 года из-за укрепления рубля и падения цен на нефтепродукты на внешних рынках. Таким образом, нефтяные компании стремятся компенсировать недополученную выгоду за счет внутреннего рынка, что и является, по мнению эксперта, фундаментальной экономической причиной кризиса.

Обратите внимание: Глобальный кризис 2020 года уже близок. Топ 10 весомых причин!.

4. Меры регулирования и перспективы

В попытке сдержать рост цен Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа ужесточила правила торгов. Такие меры могут оказать психологическое воздействие, снизив ажиотажный спрос и панику среди участников рынка, особенно на фоне новостей о возможных перебоях из-за ремонтов НПЗ или других внешних факторов.

Для более устойчивого решения проблемы необходимы системные реформы. Среди возможных мер эксперты называют увеличение обязательной доли продаж нефтепродуктов через биржу (например, до 30%), что повысит прозрачность и доступность топлива для независимых игроков, или пересмотр демпферного механизма. Однако любое из этих решений сопряжено с трудностями: первое встретит сопротивление ВИНКов, а второе либо увеличит нагрузку на бюджет, либо приведет к дальнейшему росту цен для конечных потребителей.

В условиях дефицита бюджета государство, вероятно, будет избегать радикальных шагов, предпочитая точечное вмешательство и ручное управление ситуацией. Прогнозировать следующий пик кризиса сложно, но он с высокой вероятностью может повториться летом следующего года на фоне сезонного роста спроса и плановых ремонтов НПЗ. Исход будет во многом зависеть от динамики демпферных выплат, курса рубля и цен на внешних рынках.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Кому надо сейчас жестко дать по рукам, чтобы страна не рухнула в очередной бензиновый кризис.