На Дальнем Востоке нашли эффективный метод решения проблемы нехватки рыболовецких судов, однако масштабировать этот успешный опыт на всю отрасль оказывается крайне сложно.
1. Кризис флота: цифры и факты
По данным Государственной транспортной лизинговой компании, России сегодня не хватает примерно 2000 грузовых и промысловых судов. Проблема усугубляется тем, что скорость выбытия старых кораблей из эксплуатации почти вдвое превышает темпы строительства новых. Санкционный режим лишил страну возможности компенсировать дефицит за счёт фрахта иностранных судов.
Ситуация в речном флоте выглядит ещё более катастрофической: здесь списание старых судов опережает пополнение в 4,5 раза. Особенно критично положение с буксирами, где разрыв достигает девятикратного размера.
Флот не только сокращается, но и стремительно стареет. Средний возраст морских судов приближается к 26 годам, а речных — и вовсе к 40 годам. Более половины речных судов уже давно отработали свои нормативные сроки службы. По оценкам экспертов, для удовлетворения потребностей до 2030 года стране необходимо построить около 1400 единиц речного и 500 единиц морского грузового транспорта.
2. Дальневосточный пример: когда бизнес берёт инициативу в свои руки
На полях Восточного экономического форума президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев поделился уникальным опытом. Дальневосточные рыбодобытчики, столкнувшись с острой нехваткой сейнеров, взяли дело в свои руки и за последнее десятилетие инвестировали в строительство и модернизацию флота не менее 350 миллиардов рублей.
Результат впечатляет: сегодня российский рыбопромысловый флот насчитывает более 1000 судов, причём 70% из них работают на Дальнем Востоке. По словам Зверева, этого достаточно для эффективного освоения биоресурсов. Кроме того, компании активно внедряют инновации, устанавливая прямо на борту линии глубокой переработки, производства рыбьего жира и аппараты для шоковой заморозки, что значительно повышает производительность труда.
3. Почему модель рыбаков не работает для всего флота?
Может ли этот успешный опыт стать моделью для других отраслей, например, для перевозчиков нефти или контейнеров? На этот вопрос «Свободной прессе» ответил генеральный директор АО «Гипроречтранс», вице-президент Российской академии транспорта Владимир Рудомёткин.
По его мнению, проблема кроется не только в инвестициях, но и в утраченных технологиях. «Мы потеряли судостроение ещё в советское время, когда отдали его странам СЭВ», — констатирует эксперт. У моряков исторически не было своих мощностей для строительства крупных кораблей, а речные судостроительные заводы («Красное Сормово», предприятия в Астрахани и Нижегородской области) сегодня находятся в плачевном состоянии и требуют масштабных вложений в модернизацию.
Рудомёткин подчёркивает, что у речников просто нет таких финансовых ресурсов, чтобы самостоятельно инвестировать в обновление флота. «Без поддержки государства это сделать невозможно, и ни в одной стране мира так не делается», — говорит он. Ситуация замыкается в порочный круг: устаревшие заводы не получают заказов, а заказов нет, потому что старые технологии делают строительство слишком дорогим.
Обратите внимание: Огромный взлет Империи.Как было бы сохранись она по настоящее время?.
4. Глубинные проблемы: кадры, технологии и двигатели
Эксперт отмечает, что появление новых верфей, таких как «Звезда», — это лишь часть решения. За последние 30 лет была утрачена преемственность инженерных и проектных школ. Молодые специалисты уходили из отрасли, а опыт старшего поколения не передавался. «В этом беда!» — заключает Рудомёткин.
Для речного флота актуальна ещё одна специфическая проблема — необходимость строить суда с малой осадкой, но высокой грузоподъёмностью, чтобы меньше зависеть от дорогостоящего углубления фарватеров. Однако для создания таких проектов нужны высококлассные конструкторы, которых сегодня почти не осталось.
Отдельным вызовом является зависимость от импорта в самом сердце корабля — в машинном отделении. На протяжении десятилетий, начиная с советской эпохи, Россия не производила собственных крупных судовых двигателей и турбин (за исключением ядерных установок). Хотя в 2023 году была поставлена задача по запуску их производства, для реализации таких масштабных программ требуется значительное время.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Владимир Рудомёткин: Мы потеряли судостроение ещё в советское время, когда отдали его странам СЭВ.