Проверка Генпрокуратуры и ФАС по инициативе КПРФ: начало системной реформы в ЖКХ

Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов добился начала масштабной проверки Генеральной прокуратурой и Федеральной антимонопольной службой компаний, поставляющих ресурсы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Причиной для вмешательства надзорных органов стали многочисленные жалобы на необоснованно завышенные тарифы. Сложившаяся ситуация может стать поворотным моментом и привести к глубокой реформе всей отрасли, которая долгое время находилась в кризисе.

1. Факты завышения тарифов

Согласно информации Regnum, в июле 2024 года, сразу после официальной индексации, расценки на коммунальные услуги выросли значительно сильнее обещанного. Так, холодная вода подорожала в среднем на 15%, горячая вода — на 14%. Стоимость водоотведения увеличилась на 15%, отопления — на 14%, а электроэнергии — на 13%. При этом изначально власти заявляли о среднем росте на 11,9% (для сравнения, в 2023 году индексация составила 9,8%).

Депутат Обухов обратил внимание на ключевое несоответствие: уровень инфляции, который должен был стать ориентиром для индексации, составил всего 6%. На этом основании был сделан вывод о возможном картельном сговоре среди компаний-поставщиков, которые установили выгодные для себя, но грабительские для населения тарифы.

2. Масштабы нарушений и реакция надзорных органов

Проверка экономической обоснованности тарифов входит в прямые обязанности ФАС и Генпрокуратуры. Только за прошлый год антимонопольная служба выявила необоснованное завышение на сумму 29 миллиардов рублей. Прокурорские проверки добавили к этой сумме ещё 5,7 миллиардов.

В ходе расследований вскрылись шокирующие факты. Оказалось, что в платёжках граждан могли фигурировать расходы управляющих компаний на корпоративные мероприятия, личные командировки сотрудников и их семей, покупку представительских автомобилей для руководства, а также оплату онлайн-тренингов в других регионах.

Генпрокурор Игорь Краснов, выразив обеспокоенность тем, что такие злоупотребления подрывают доверие граждан, дал поручение региональным прокуратурам добиваться снижения необоснованных тарифов. Однако, учитывая его переход в Верховный суд, возникает вопрос о том, кто будет контролировать исполнение этих указаний на местах.

3. Системная проблема и предлагаемые решения

Хотя точечные меры и санкции против нарушителей необходимы, для кардинального изменения ситуации требуются системные реформы, которые исключат саму возможность подобных злоупотреблений. Основной вопрос заключается в том, как обуздать всесильных «коммунальных феодалов».

КПРФ предлагает радикальное решение — национализацию отрасли ЖКХ. По мнению коммунистов, частная модель управления в этой сфере себя полностью дискредитировала, приводя лишь к постоянному росту цен и ухудшению качества услуг. Этот вопрос был вынесен на Народный референдум партии, а в Госдуму неоднократно вносились соответствующие законопроекты, которые, однако, блокировались «Единой Россией».

Правящая партия долгое время выступала за развитие государственно-частного партнёрства (ГЧП) и передачу коммунальных сетей в концессию. На практике, как показывает опыт, такая схема часто ведёт к распилу государственных субсидий. Яркий пример — ситуация с уральским монополистом «Облкоммунэнерго», созданным по модели ГЧП при участии Анатолия Чубайса. Генпрокуратура уже подала иск о национализации его активов, главное обвинение — неоправданное завышение тарифов.

4. Кризис инфраструктуры и поиск выхода

Главной проблемой ЖКХ остаётся катастрофический износ коммунальной инфраструктуры, накопленный за постсоветские десятилетия. По данным Минстроя, средний износ сетей по России составляет не менее 40%, а в некоторых регионах достигает 80%. Для снижения уровня износа с 70% до 40% потребуются колоссальные инвестиции — около 20 триллионов рублей, что превышает половину федерального бюджета 2024 года.

Частные операторы, как правило, не спешат вкладывать средства в модернизацию, предпочитая извлекать краткосрочную прибыль. Это создаёт порочную модель, где государство вынуждено нести расходы на обновление сетей, а частник получает доход от предоставления услуг. Фактически происходит «национализация убытков и приватизация прибылей».

Президент Владимир Путин осторожно поддержал идею усиления государственного управления в отрасли, допустив создание специального ведомства для координации вопросов ЖКХ. В Минстрое этот сигнал был услышан. Министр Ирек Файзуллин заявил, что в отрасли обсуждаются «вопросы госплана», и обозначил курс на создание крупных региональных операторов по аналогии с советской системой областных водоканалов, отказавшись от поддержки мелких концессионеров.

5. Перспективы национализации и риски

Таким образом, последовательная позиция КПРФ по национализации ЖКХ получает шанс на реализацию. Однако ключевой задачей является не простая замена частных монополистов на государственные, а создание эффективной системы регулирования в интересах потребителей. Необходимо избежать ситуации, когда неэффективные частные управляющие компании сменяются такими же неэффективными, но уже подконтрольными чиновникам структурами, способными растратить ещё больше средств.

Реформа должна быть продуманной и комплексной, направленной не только на установление контроля над тарифами, но и на решение фундаментальной проблемы износа инфраструктуры. Только такой подход позволит провести национализацию «по уму» и создать справедливую и устойчивую систему жилищно-коммунального хозяйства.

Обратите внимание: Каждый второй житель Иркутска поддерживает предложение ввести в регионе дифференцированные тарифы на электроэнергию, чтобы пресечь негативные последствия «серого» майнинга.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Завышенные тарифы с подачи КПРФ проверят Генпрокуратура и ФАС.