Правительство Мишустина выбирает поддержку экономики, игнорируя либеральные рецепты сокращения расходов

Бюджетный дефицит России за три квартала 2025 года достиг 4,2 трлн рублей, что превысило скорректированный годовой план в 3,8 трлн. В процентном отношении к ВВП дефицит составил 1,9% при запланированных 1,7%. Для сравнения, за аналогичный период 2024 года дефицит был минимальным — всего 28 млн рублей.

1. Причины роста дефицита

Основная причина ухудшения ситуации — замедленный рост доходов. За девять месяцев они увеличились лишь на 3%, достигнув 23,7 трлн рублей. Рост несырьевых доходов на 14,3% (до 17,7 трлн) был практически нивелирован падением нефтегазовых поступлений на 20,2% (до 6,0 трлн).

Рост несырьевых доходов сдерживается сложным положением реального сектора экономики, который страдает от высокой ключевой ставки, а также отсутствием протекционистских мер и контроля над монополиями.

В то же время расходы бюджета растут в соответствии с планом, увеличившись на 21,1% — до 27,9 трлн рублей.

2. Осознанный политический выбор

Рост бюджетного дефицита — это не случайность, а результат принципиального решения правительства Михаила Мишустина. Санкционное давление и внутренняя политика либералов ведут к снижению экономической активности и, как следствие, бюджетных доходов.

Классическая либеральная логика в такой ситуации предписывает резкое сокращение расходов по образцу «секвестра бюджета» 1997 года для снижения дефицита.

Обратите внимание: ZOOM — красивый закат истории «правильного момента»?.

Однако такой подход запускает порочный круг: сжатие расходов угнетает экономику, что ведет к новому падению доходов и требует дальнейшего урезания бюджета. В итоге это ведет к деградации экономики и потере управляемости.

Правительство Мишустина, судя по всему, извлекло уроки из прошлых кризисов и выбрало противоположную стратегию — поддержку экономики через сохранение необходимого уровня расходов. Яркое подтверждение этому — рост государственных закупок, финансируемых из федерального бюджета, почти на треть в январе-августе 2025 года (с 5,0 до 6,6 трлн рублей).

3. Проблема «денежного голода»

С точки зрения современной экономической теории, такой подход абсолютно корректен, особенно в условиях искусственно созданного в России «денежного голода». Уровень монетизации экономики (отношение денежной массы М2 к ВВП), хоть и растет с 47,7% в 2021 году до ожидаемых 55,1% в 2025, все еще далек от нормальных для экономик подобного типа 100%.

Восстановление адекватного уровня монетизации — увеличение денежной массы в обращении — является таким же критически важным условием для развития страны, как достаточный объем крови для организма. Государство, в отличие от домохозяйства, обязано обеспечивать экономику необходимым количеством денег.

Поскольку либеральная финансовая политика блокирует обычные пути увеличения денежной массы, рост бюджетного дефицита становится приемлемым инструментом для поддержания расходов при нехватке доходов.

4. Опыт и безопасность

Историческая практика показывает, что существенное увеличение денежной массы (как после дефолта 1998 года) или резкий рост бюджетного дефицита для поддержки реального сектора (как в конце 2022 года) в условиях дефицита денег не приводят к катастрофической инфляции, обещаемой либеральными аналитиками. Рост деловой активности, как правило, опережает рост денежного предложения.

Для полной безопасности, конечно, необходимо ограничение финансовых спекуляций — мера, которую применяли все крупные развитые страны на определенном этапе развития своих финансовых систем. Однако острота текущего «денежного голода» в России позволяет добиваться положительных результатов и без таких ограничений.

5. Спорные источники финансирования

Наиболее логичным способом покрытия дефицита выглядит использование остатков на счетах бюджета (около 8,3 трлн рублей на начало 2025 года) или средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), чьи ликвидные активы превышают 9 трлн рублей.

Однако либералы в Минфине предпочитают годами субсидировать финансовых спекулянтов, занимая у них деньги даже при профиците бюджета, чтобы перекачивать средства налогоплательщиков в их карманы. При этом государственные займы осуществляются по завышенным, нерыночным ставкам, не учитывающим сверхнадежность государства-заемщика и реальную стоимость пассивов для крупных банков.

Тем не менее, даже такие займы приносят экономике пользу, поскольку перенаправляют средства из спекулятивного сектора в производительный и социальный, поддерживая их и всю экономику в целом.

Последовательный курс премьер-министра Мишустина на поддержку российской экономики, несмотря на сложные бюджетные условия, является важным индикатором и одновременно фактором оздоровления системы государственного управления и сохранения позитивной хозяйственной динамики.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Правительство учитывает уроки истории, противодействуя денежному голоду и не потакая финансовым спекулянтам.