Согласно исследованию экспертов Минэкономразвития Дмитрия Землянского и Валерии Чуженковой, в период с 2021 по 2023 год Россия добилась значительного прогресса в снижении зависимости своей промышленности от иностранных поставок. Однако этот процесс был неравномерным: в то время как многие отрасли стали более самодостаточными, в некоторых ключевых секторах зависимость от импорта, наоборот, усилилась.
1. Отрасли-лидеры и аутсайдеры импортозамещения
Наибольших успехов удалось достичь в автомобилестроении и IT-секторе. Доля импорта в автопроме сократилась более чем вдвое — с 47,7% до 21,57%, а в производстве компьютеров, электроники и оптики — с 30,55% до 13,07%. Эти изменения стали возможны благодаря активным инвестициям в оборонно-промышленный комплекс и уходу с рынка западных производителей, чьи ниши начали занимать отечественные и китайские компании.
В то же время, ряд отраслей продемонстрировал рост импортозависимости. К ним относятся добыча угля, производство табачных изделий, фармацевтика, текстильная промышленность и сфера информационно-коммуникационных технологий. По итогам 2023 года, самые высокие показатели зависимости от иностранных поставок сохраняются в производстве табака (65,44%), лекарств (50,93%), рыбной продукции (40,32%), текстиля (26,42%) и автомобилей (21,57%).
2. Причины сохраняющейся зависимости
Эксперты связывают усиление импортозависимости в отдельных секторах с объективными экономическими факторами: ослаблением рубля, ростом мировых цен на сырье и комплектующие, а также увеличением логистических издержек. Кандидат экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев отмечает, что ситуация в фармацевтике выглядит парадоксально, учитывая давнее присутствие иностранных производителей на российском рынке и активную государственную поддержку отрасли.
Что касается табачной промышленности и рыболовства, то здесь причины лежат в структурных ограничениях. Россия не обладает подходящими климатическими условиями для массового выращивания табака, а рыболовный флот страны серьезно устарел. Модернизация флота идет медленно, что ограничивает возможности отечественного промысла. Как отмечает Николаев, в советское время СССР вел активный промысел в Атлантике и у берегов Латинской Америки, но сегодня воспроизвести этот опыт сложно из-за логистических и финансовых ограничений, включая трудности с международными расчетами.
Обратите внимание: Ну ничего себе... Счетная палата РФ предрекла мировой экономике сильнейший спад (!).
3. Перспективы и угрозы в условиях глобальной нестабильности
Несмотря на прогресс, импортозамещение в автопроме еще далеко от завершения. По мнению Игоря Николаева, ключевым препятствием является нежелание китайских компаний переносить производство в Россию. Торговая политика Китая традиционно ориентирована на экспорт готовой продукции, а не на организацию сборочных производств за рубежом. Эта стратегия позволяет Пекину минимизировать риски в условиях неопределенной мировой экономической и геополитической конъюнктуры.
Главный вызов для российской политики импортозамещения, как считает эксперт, исходит от разворачивающейся глобальной торговой войны. С одной стороны, Россия может стать более привлекательным рынком для таких стран, как Китай, Индия и Турция. С другой — эти страны, стремясь компенсировать потери от конфронтации с США, могут начать активно демпинговать на российском рынке, подавляя развитие местных производителей.
«Поэтому глобальная торговая война и ее последствия в плане импортозамещения не сулят нам ничего хорошего», — резюмирует Игорь Николаев. В этих условиях России предстоит искать баланс между привлечением иностранных товаров и инвестиций и защитой собственного промышленного потенциала.
Самые свежие новости и вся самая важная информация об импортозамещении — в теме «Бесплатные новости».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Игорь Николаев: Мировая торговая война не несет импортозамещению ничего хорошего.