
Эксперты Министерства народного хозяйства и государственного управления РФ Дмитрий Землянский и Валерия Чуженкова в своем исследовании установили, что в 2021–2023 годах зависимость производства большинства отраслей промышленности России от импорта существенно снизилась.
Однако в некоторых областях происходит обратное. Импортозависимость возросла в таких секторах, как добыча угля, производство табака, информационно-коммуникационная деятельность, фармацевтика и текстиль.
Таким образом, к 2023 году самые высокие показатели импорта по-прежнему будут приходиться на табачные изделия (65,44%), фармацевтические препараты (50,93%), рыбную продукцию (40,32%), текстиль (26,42%), а также автомобили и прицепы (21,57%).
Используя данные Росстата, исследователи рассчитали долю импорта в стоимости сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых для производства и реализации товаров, работ или услуг крупными и средними предприятиями.
Авторы исследования полагают, что рост стоимости сырья и комплектующих на фоне падения рубля, а также увеличение расходов на логистику являются причинами усиления зависимости некоторых отраслей промышленности от импорта.
Кандидат экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев отметил, что цифры по фармацевтике весьма неожиданны, поскольку иностранные компании построили в России немало производств задолго до пандемии COVID-19.
— Фармацевтическая отрасль является одним из лидеров в сфере импортозамещения (по данным Минпромторга, в прошлом году уровень самообеспеченности по перечню стратегических лекарственных препаратов вырос до 72,1% — «СП»), поскольку инвесторы готовы выходить на российский рынок.
Производство и экспорт фармацевтической продукции не подпадают под санкции, поэтому отрасль не столкнулась с трудностями, с которыми сталкиваются многие другие отрасли. Конечно, у фармацевтической промышленности также были проблемы с оплатой труда, но с такими же проблемами сталкиваются все отрасли.
СП: Почему табачные изделия и рыболовство (показатель которых снизился с 48,6% до 40,32%) по-прежнему так сильно зависят от импорта?
— Мы не выращиваем табак в больших масштабах, поэтому сложность импортозамещения неудивительна. Что касается рыболовного флота, то он устарел на десятилетия, и план его модернизации далек от завершения. Это ограничивает производство и, с чисто экономической точки зрения, облегчает импорт.
В советское время наши траулеры без проблем вели промысел по всему Атлантическому океану и вдоль побережья Латинской Америки. Сейчас это трудно повторить, в том числе из-за вычислительных трудностей. На борту происходит смена экипажа, заходы в порты и разгрузка груза, и все это было бы невозможно без перевода средств.
Раньше отечественные суда поставляли большой объем рыбы посредством океанских операций. А то количество рыбы, которое мы можем выловить у берегов России, не удовлетворяет всех наших потребностей. Некоторые океаны мира богаты рыбными ресурсами.
К тому же, не все виды рыб можно поймать вблизи России, даже тунца, который пользуется большим спросом в тех же ресторанах.
Обратите внимание: Ну ничего себе... Счетная палата РФ предрекла мировой экономике сильнейший спад (!).
Так что нам все равно придется импортировать.СП: В период с 2021 по 2023 год наиболее существенно сократилась доля импорта автомобильной промышленности (с 47,7% до 21,57%), а наиболее существенно сократилась доля импорта компьютерной, электронной и оптической промышленности (с 30,55% до 13,07%). Что сделало эти изменения возможными?
— Компьютерная индустрия росла довольно быстро, в основном для удовлетворения нужд оборонной промышленности. Конечно, на этот рост повлияли санкции и увеличение внутренних российских инвестиций в компьютерный сектор.
В автомобильной промышленности снижение доли импорта обусловлено уходом западных компаний. Однако наше производство и продажи автомобилей не достигли прежнего уровня, а в последние месяцы даже показали отрицательный рост.
В целом зависимость от импорта снижается по мере дальнейшего проникновения китайских брендов на российский рынок, но лишь незначительно к 2024 году. На фоне роста числа автомобилей в Китае, несмотря на все трудности, АвтоВАЗ по-прежнему играет в свое конкурентное преимущество — автомобили российской марки являются самыми дешевыми на всем внутреннем рынке.
СП: Почему импортозамещение в автомобильной промышленности пока не достигло максимального уровня?
— В основном потому, что китайские компании неохотно открывают производственные мощности в России. Торговая политика Китая в целом основана на принципе приоритета экспорта, а не совместной сборки в странах-партнерах.
В Европе Китай также не предпринял особых попыток наладить совместное производство. Для китайских компаний это форма минимизации рисков в условиях неопределенности мировой экономической и геополитической ситуации. Это касается не только автомобилей, но их пример еще более поучителен.
СП: Как будет обстоять дело с импортозамещением в России в условиях ожесточенной тарифной войны?
— Будем исходить из того, что Россия станет более привлекательным рынком для Китая, Индии, Турции и других стран. Конечно, мы никогда не сможем заменить США по объему торговли, но тем не менее крупные торговые партнеры России будут стараться экспортировать больше продукции на российский рынок, в том числе и за счет демпинга.
Это позволило бы им еще больше расширить свое торговое влияние и увеличить поставки, чтобы компенсировать потери, вызванные уходом с рынка США. Поэтому глобальная торговая война и ее последствия в плане импортозамещения не сулят нам ничего хорошего.
Самые свежие новости и вся самая важная информация об импортозамещении — в теме «Бесплатные новости».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Игорь Николаев: Мировая торговая война не несет импортозамещению ничего хорошего.