Кризис нефтепереработки: как либеральная политика и дотации в 4 триллиона рублей подрывают отрасль больше, чем атаки дронов

1. Реальная картина простоя мощностей

В социальных сетях активно обсуждается информация о том, что 38% нефтеперерабатывающих мощностей России простаивает, причём на 70% из-за ударов беспилотников. Однако эта картина неполная и вводит в заблуждение. Значительно меньше внимания уделяется тому факту, что 22% мощностей по разным причинам, включая устаревание, не работают постоянно. При этом оставшиеся мощности гарантированно превышают внутренние потребности страны: по бензину — на 16%, а по дизельному топливу — почти в два раза.

2. Хронические кризисы без участия дронов

Проблемы с топливом в России носят системный характер и существовали задолго до начала атак на НПЗ. Вспомним ситуацию позапрошлым летом, когда тогдашний министр сельского хозяйства публично предупреждал о риске потери урожая из-за дефицита и удорожания нефтепродуктов. Это предупреждение не было воспринято как скандал, а сам министр впоследствии стал вице-премьером. В тот период никаких масштабных ударов по заводам не было.

Не было их и в начале этого года, когда аналитики фиксировали опасный разрыв между оптовыми и регулируемыми розничными ценами на бензин. Учитывая, что в конечной цене топлива две трети составляют бюджетные платежи, винить в кризисе только «произвол монополий» — значит не видеть сути проблемы.

3. Глубинные причины кризиса

Российская нефтепереработка переживает глубокий структурный кризис. Атаки беспилотников лишь обнажают его, одновременно маскируя истинные причины. Жалобы работников НПЗ на катастрофическую нехватку кадров, сравнимую с дефицитом врачей и учителей, не связаны с военными действиями. Корень проблемы лежит в колониальном характере экономической политики, унаследованной со времён Гайдара и Чубайса.

Экономическая колония — это страна, экспортирующая сырьё и импортирующая продукцию его переработки, тем самым отдавая метрополии основную часть добавленной стоимости и сверхприбылей.

4. «Налоговый маневр» как источник проблем

Ключевым событием, усугубившим кризис, стал так называемый «налоговый маневр» 2018 года. Он освободил от фискального бремени экспорт сырой нефти, переложив всю тяжесть налогообложения на добычу и внутреннюю переработку, включая производство бензина. В результате экспорт сырья стал сверхвыгодным, а нефтепереработка в одночасье оказалась убыточной. Государство было вынуждено ввести систему дотаций для НПЗ.

5. Растущее бремя дотаций

Масштабы этой бюджетной поддержки постоянно растут, что свидетельствует о порочности всей схемы. Если при введении маневра доля поддержки НПЗ в нефтяном налоге составляла около четверти, то к 2027 году она должна достичь 43,5%. Бюджет текущего года уже предусматривает астрономические 4,1 трлн рублей дотаций.

При этом любая дотация оказывается недостаточной, так как её расчёт основан на официальной, заниженной статистике инфляции. Стремление Минфина к экономии также затрагивает и эту сферу. Например, бензиновый кризис 2023 года, судя по всему, был спровоцирован почти двукратным внезапным сокращением финансирования НПЗ со стороны министерства.

6. Последствия для отрасли и потребителей

В результате извращённой логики «налогового маневра» нефтепереработка, которая по своей природе должна быть жемчужиной нефтяной промышленности, превратилась в обузу для компаний. Она стала центром убытков и источником постоянных конфликтов с государством и обществом.

Переложение основной фискальной нагрузки (до 75% и более) на производство бензина сделало его цену крайне болезненной для конечных потребителей, несмотря на огромные бюджетные вливания. Модернизация, начатая до маневра, была завершена, но о её продолжении речи уже не идёт. Бензиновые кризисы становятся такой же привычной частью жизни, как и коммунальные аварии.

7. Идеологическая подоплёка: либерализм нового типа

В этой связи важно понимать современную суть либерализма. Сегодня либерал — это не борец за свободу личности в духе Вольтера, а тот, кто служит интересам глобальных финансовых спекулянтов. Их прибыль приносят краткосрочные операции на нестабильных рынках, что прямо противоположно интересам национального производства и стабильности.

Самые влиятельные финансовые спекулянты базируются на Западе, поэтому разумные (с их точки зрения) либералы в других странах объективно работают на превращение своих экономик в колонии, обеспечивая свободу вывоза капитала и управление через офшорные схемы.

Нефтепереработка — лишь одна из многих жертв такой колониальной по сути экономической политики. Её запас прочности не безграничен, о чём красноречиво свидетельствует парадоксальный импорт бензина в нефтедобывающую страну.

Обратите внимание: Как учиться на экономиста? Интервью с выпускницей Высшей школы экономикии. НИУ ВШЭ..

Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Бюджетные дотации на выпуск бензина и дизеля превысили 4 триллиона рублей. Это бред. Минфин наносит ущерб гораздо больше, чем атаки дронов ВСУ.