1. Регионы берут дорогие кредиты для спасения бюджетов
Финансовое положение многих российских регионов становится всё более шатким. Чтобы покрыть растущий дефицит бюджета, субъекты федерации вынуждены обращаться к коммерческим банкам, беря многомиллиардные кредиты по рыночным, а зачастую и завышенным процентным ставкам. Это создаёт серьёзную долговую нагрузку на будущее.
2. Примеры с Урала: миллиарды под высокие проценты
Ситуация наглядно видна на примере регионов Уральского федерального округа. Челябинская область планирует занять у банков 31 млрд рублей, при этом максимальная ставка может достигать 20,3%. Для сравнения, в последний раз регион прибегал к таким займам ещё в 2016 году, и условия были значительно мягче.
Соседние регионы идут по тому же пути:
- Тюменская область заключила 12 кредитных договоров на общую сумму 12 млрд рублей, стоимость обслуживания которых составит 2,7 млрд.
- Башкирия взяла 4 млрд рублей на 80 дней под 19,35% годовых.
- Оренбургская область хочет получить 5 млрд под 21,5%, но пока не находит согласия банков.
3. Мнение эксперта: федеральная помощь недоступна, последствия неизбежны
Депутат Госдумы Николай Арефьев (КПРФ) в интервью объяснил, что федеральный бюджет, исполненный с дефицитом почти в 5 трлн рублей, сам находится в сложном положении и не может оказывать регионам помощь на прежних льготных условиях. Разрешение брать коммерческие кредиты — вынужденная мера, но она чревата серьёзными последствиями. Высокие проценты по нынешним займам лягут тяжёлым бременем на бюджеты следующих лет.
Арефьев отмечает, что экономический рост не ожидается, реальный сектор испытывает трудности, а санкционное давление продолжается. В этой ситуации регионам приходится рассчитывать только на себя. Единственный доступный источник средств — дорогие банковские кредиты, поскольку продажа региональных ценных бумаг не находит спроса.
4. Главный вопрос: чем платить по долгам?
Прямым следствием роста долговой нагрузки станет сокращение расходов. Как заявил депутат, в перспективе регионам придётся урезать финансирование социальной сферы. Этот шаг выглядит почти неизбежным, особенно на фоне того, что даже военные расходы в федеральном бюджете подвергаются оптимизации. Возникает порочный круг: для покрытия текущего дефицита берутся дорогие кредиты, а чтобы обслужить их, приходится сокращать будущие расходы, что может ещё больше замедлить экономическое развитие.
5. Анализ причин: хронический дисбаланс и просчёты в прогнозах
Экономист-аналитик Сергей Гордеев указывает на системные причины кризиса. Ситуация с Челябинской областью — яркий пример хронической несбалансированности бюджетов. Рост доходов в прошлые годы во многом обеспечивался налогом на прибыль, но на этот источник больше нельзя рассчитывать. При этом расходы бюджета (364 млрд руб.) уже в апреле существенно превышали доходы (307 млрд руб.). К лету стало ясно, что надежды на выравнивание не оправдались, а дефицит достиг рекордных 72 млрд рублей.
Гордеев подчёркивает ключевое отличие от прошлых практик: раньше регионы брали у банков небольшие суммы на короткий срок для покрытия кассовых разрывов под 5–8%. Сейчас речь идёт о десятках миллиардов под 20% и более. Федеральная помощь, которая ранее сглаживала проблемы, сейчас маловероятна.
6. Тупиковые варианты и мрачные перспективы
Классические пути решения дефицита — увеличение доходов или сокращение расходов — в текущих условиях почти недоступны. Снизить расходы в конце года крайне сложно: нельзя урезать защищённые статьи, такие как зарплаты учителям и врачам, или отказаться от исполнения подписанных контрактов на строительство.
В результате регионы оказываются в ловушке. Взяв один крупный кредит под высокий процент, они будут вынуждены брать новые займы, чтобы обслуживать старые, теряя миллиарды на процентах. Хотя полноценный дефолт региона маловероятен, технический дефолт (невозможность вовремя выполнить обязательства) — вполне реальная угроза. Единственный способ сэкономить значительные суммы — задерживать платежи подрядчикам, что приведёт к судебным искам и дальнейшим проблемам.
Проблема носит долгосрочный характер. Бюджет 2026 года либо унаследует тот же дефицит, либо будет сильно урезан по расходам, невзирая на инфляцию. Накопленные ошибки в прогнозировании создали «снежный ком» финансовых трудностей, который уже начал катиться, и его последствия регионы будут ощущать ещё не один год.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: «Будут сокращать социальную сферу. А как еще быть? Если даже военные расходы сокращаются».