Николай Макеев: Отмена экологических стандартов «Евро-4» и «Евро-5» не навредит экологии и поможет решить дефицит бензина

1. Противоположные заявления правительства о дефиците топлива

Власти России за несколько дней сделали два противоречащих друг другу заявления относительно импорта бензина. Сначала вице-премьер Александр Новак сообщил об обнулении ввозных пошлин для поставок топлива из-за рубежа, разрешив экономическим операторам ввозить бензин, дизель и другие нефтепродукты. Однако уже на следующий день президент Владимир Путин заявил, что Россия полностью обеспечивает себя всеми видами топлива благодаря своим уникальным запасам углеводородов. В ответ на это Новак позже уточнил, что необходимости в импорте горючего нет.

Тем временем из многих регионов страны поступают сообщения от обычных граждан о длинных очередях на заправках и введённых ограничениях на заправку — не более 20–30 литров в одни руки. Таким образом, если с официальной точки зрения дефицита может и не существовать, то с точки зрения потребителей проблема нехватки топлива ощущается очень остро.

2. Причины дефицита в нефтеносной стране

О причинах сложившейся ситуации в интервью «Свободной прессе» рассказал независимый эксперт по международной торговле углеводородами Николай Макеев. По его словам, ключевой причиной дефицита стали массированные обстрелы российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Основная проблема заключается не столько в прямом ущербе от атак, сколько в вынужденных профилактических работах по защите предприятий.

Для защиты инфраструктуры над хранилищами и цехами сооружаются металлические каркасы с полимерными сетками, призванные взять на себя удар в случае новой атаки. Эти масштабные оборонительные мероприятия несовместимы с нормальной работой заводов — закачкой нефти и транспортировкой готового топлива, что приводит к практически полной остановке производства.

Согласно официальной статистике, на конец сентября из-за «неплановых работ» простаивало около 40% всех перерабатывающих мощностей, которые ранее перерабатывали почти 340 тысяч тонн горючего в сутки. Для сравнения, в период обычной сезонной осенней диагностики обычно останавливается не более 15% мощностей.

Эксперт предполагает, что защитные работы на наиболее уязвимых НПЗ могут быть завершены к началу нового года, после чего предприятия смогут вернуться к обычному режиму работы. Однако точные сроки засекречены, и некоторые заводы могут справиться раньше.

Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.

3. Последствия для рынка и вопрос импорта

Оставшиеся в работе мощности, производящие около 555 тысяч тонн топлива в сутки, не могут полностью удовлетворить внутренний спрос. Дефицит на оптовом рынке спровоцировал нехватку горючего и на розничных заправках. Особенно пострадали независимые АЗС, которые закупают топливо на бирже. Из-за резкого роста котировок их закупки стали нерентабельными, а государственное регулирование не позволяет им поднимать розничные цены. В результате многие такие заправки просто приостанавливают продажи в ожидании изменений.

Потеря 40% перерабатывающих мощностей также привела к истощению резервных складов, которые обычно служат инструментом сглаживания ценовых колебаний в периоды сезонного роста спроса.

Что касается импорта, то, по словам Макеева, он уже начался. Россия закупает около 300 тысяч тонн топлива в месяц у Белоруссии для снабжения западных регионов. Для восточных регионов ведутся переговоры с Китаем, однако объёмы поставок оттуда ожидаются меньше из-за меньшей плотности населения и количества автомобилей.

4. Возможный отказ от экологических стандартов

В правительственных кругах действительно обсуждается возможность временного отказа от жёстких экологических норм «Евро-4» и «Евро-5» для ускорения производства бензина. Николай Макеев поясняет, что технологическая база отечественной топливной отрасли закладывалась ещё в прошлом веке, когда таких стандартов не существовало. Их внедрение сделало топливо дороже для конечного потребителя.

Эксперт ставит под вопрос реальную экологическую пользу этих стандартов, допуская, что они могут быть результатом лоббизма компаний, продвигающих дорогостоящие присадки. В частности, рассматривается возможность вернуть в производство монометиланилин — октаноповышающую присадку, запрещённую с 2016 года по экологическим соображениям и заменённую на иностранные аналоги.

По мнению Макеева, отмена стандартов «Евро-5» и даже «Евро-4» может быть осуществлена без существенного ущерба для экологии и поможет быстрее преодолеть дефицит топлива, снизив его стоимость.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Николай Макеев: Все эти «Евро-4» и «Евро-5» можно отменить без ущерба для экологии.