Богатство субъектов РФ: роль ресурсов, населения и новые бюджетные реалии

Доля финансовой помощи из федерального центра в доходах регионов достигла минимума с 2019 года, составив всего 14.9%. Этот вывод содержится в аналитическом обзоре НИУ ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе». Однако общая картина по стране неоднородна: в то время как трансферты в среднем сокращаются, в Москве их объем, напротив, вырос на 62%.

1. Рост собственных доходов регионов

В Министерстве финансов отмечают позитивную динамику: налоговые и неналоговые поступления в региональные казны увеличиваются быстрее (на 9% в год), чем общие бюджетные доходы (4%). По мнению Андрея Глушкина, члена совета «Деловой России», ключевыми причинами этой тенденции стали экономический рост и адаптация бизнеса, которые привели к увеличению сборов по налогу на прибыль и НДФЛ. Также свою роль сыграла более адресная политика распределения федеральных средств, которые теперь в большей степени направляются на конкретные инфраструктурные и инвестиционные проекты.

2. Проблема дотационных регионов и долговая нагрузка

Несмотря на общий тренд, ряд субъектов Федерации по-прежнему сильно зависит от федеральных дотаций и не в состоянии самостоятельно выполнять социальные обязательства и финансировать капитальное строительство. Парадоксально, но на фоне роста собственных доходов общий объем государственного долга регионов за 2022–2024 годы увеличился в 1.3 раза, достигнув к середине 2025 года 3.27 трлн рублей. Впрочем, долговая нагрузка относительно бюджетов все же снизилась с 20.9% до 17.8%.

3. Налоговая система и перераспределение средств

Эксперт Института экономики РАН Игорь Николаев в интервью «СП» подробно разъяснил, как устроены налоговые потоки. Основные источники наполнения региональных бюджетов — это налог на доходы физических лиц (85% остается в субъекте) и налог на прибыль (68% от сборов). В то же время НДС и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), за исключением алмазов, почти целиком уходят в федеральный центр.

С 2025 года, после повышения ставки налога на прибыль до 25% и введения прогрессивной шкалы НДФЛ, доходы регионов заметно выросли. Однако в будущем году, с планируемым повышением НДС до 22%, выиграет уже федеральный бюджет. Николаев подчеркивает, что само по себе снижение доли федеральных трансфертов не является однозначно положительным сигналом. Важно оценивать общее финансовое состояние региона, учитывая, в том числе, и растущую долговую нагрузку.

4. География благосостояния: ресурсы vs. агломерации

Уровень экономического развития регионов традиционно измеряется валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения. Статистика Росстата за 2023 год четко делит лидеров на две группы:

  • Ресурсные регионы: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалинская область, Чукотский АО, Якутия и Магаданская область. Их высокие показатели напрямую связаны с добычей нефти, газа, алмазов и металлов.
  • Столичные агломерации: Москва и Санкт-Петербург. Эти субъекты демонстрируют высокий ВРП за счет концентрации финансового капитала, населения и развитого сектора услуг, не обладая при этом значительными сырьевыми запасами.

5. Выравнивание регионов: мировой опыт и российские реалии

Проблема межрегионального неравенства — общемировая. Как отмечает Николаев, даже спустя десятилетия после объединения Германии восточные земли остаются беднее западных, несмотря на специальный «налог солидарности». В России же исторически сложилась ситуация, при которой лишь около 10 субъектов (такие как Москва, Татарстан) являются самодостаточными, а подавляющему большинству необходима федеральная поддержка.

В текущих условиях, когда значительная часть федерального бюджета уходит на оборону и безопасность, а его дефицит растет, масштабное перераспределение налогов в пользу регионов маловероятно. Россия, хоть и развивает обрабатывающую промышленность и услуги, все еще остается сырьевой державой. Это означает, что регионы-доноры, богатые нефтью, газом и металлами, будут сохранять свое преимущественное положение в обозримом будущем. Государству же предстоит тонко балансировать, развивая инструменты инвестиционного стимулирования и межбюджетного выравнивания, чтобы не допустить углубления разрыва между «богатыми» и «бедными» субъектами.

Обратите внимание: Внедрение цифровых технологий во многом определяет прогрессивное развитие каждого государства.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Богатство субъектов РФ во многом определяется ресурсами и концентрацией населения.