Финансовый кризис Челябинской области: рекордный долг и тупиковая стратегия заимствований

Челябинская область оказалась в крайне сложной финансовой ситуации. Согласно данным Минфина России, её государственный долг превысил 89 миллиардов рублей. Эта сумма является рекордной не только для региона, но и для всего Уральского федерального округа. Примечательно, что даже Свердловская область, обладающая значительно более крупным бюджетом, имеет меньший объём задолженности. Долги других уральских регионов и вовсе несопоставимо меньше, что выводит Челябинскую область в лидеры антирейтинга по закредитованности.

1. Дорогие кредиты для покрытия дефицита

Как ранее сообщала «Свободная Пресса», власти региона планируют привлечь у банков 31 млрд рублей для латания бюджетных дыр. Условия этих займов далеки от льготных — ставки находятся на рыночном уровне, около 20% годовых. Половину этой суммы (16 млрд рублей) область уже заняла. Подобные дорогостоящие кредиты лишь усугубляют и без того тяжёлое положение, но, по мнению властей, альтернативы на сегодняшний день нет. О причинах кризиса и возможных путях выхода из него в интервью «СП» рассказал уральский экономист, руководитель «Центра анализа и прогнозирования» Сергей Гордеев.

2. Интервью с экспертом: почему долг стал рекордным?

«СП»: Сергей Сергеевич, как получилось, что Челябинская область при меньшем бюджете обогнала по долгам Свердловскую область?

— Важно понимать структуру госдолга. Он состоит из бюджетных кредитов (под 1-3% годовых, что выгодно) и коммерческих займов, которые могут быть неподъёмными. Ключевая проблема — смена концепции формирования регионального бюджета за последние годы. Раньше бюджет строился по минимальному принципу, закладывая лишь гарантированные расходы («хлеб»), а дополнительные доходы («масло») добавлялись по ходу года. Теперь же бюджет планируется по максимуму, а для балансировки активно привлекаются кредиты. Пока они были дешёвыми, эта схема работала.

«СП»: Что изменилось сейчас?

— Изменилось всё. Во-первых, расходы растут быстрее плана (на 8-10%) из-за инфляции. Во-вторых, доходы бюджета, особенно от налога на прибыль, резко падают. В-третьих, получить льготные бюджетные кредиты от федерального центра стало намного сложнее — регионам всё чаще говорят «обходитесь своими силами». Для Челябинской области, в силу её экономической специфики, все три удара оказались особенно чувствительными. Фактический дефицит бюджета уже сейчас составляет 30 млрд рублей — сумма, сопоставимая со всеми годовыми расходами на образование в регионе. Погасить такую дыру без экономического чуда невозможно.

3. Тупиковая стратегия и её последствия

«СП»: А чуда, судя по всему, не предвидится?

— Нет, предпосылок для стремительного роста нет. Регион рискует попасть в ловушку хронического должника. Долги будут нарастать. Это издержки ошибочного планирования, основанного на иллюзии постоянного высокого финансового плато после скачка доходов в 2021 году. Экономические циклы, однако, никто не отменял.

Обратите внимание: Для российской экономики год сложился в цело удачно, но следующий будет переходным.

Обслуживание таких долгов уже обходится в миллиарды рублей.

«СП»: Большая часть долга — всё же бюджетные кредиты на щадящих условиях. Это не облегчает ситуацию?

— С одной стороны, да. Но с другой — это создаёт новые проблемы. Получив огромные суммы, регион вряд ли может рассчитывать на новую помощь из центра, который смотрит на уровень закредитованности. Кроме того, остро стоит вопрос об эффективности использования этих средств. Можно ли их списать? Теоретически — да, если они дали реальный результат. Но основная часть кредитов Челябинской области — это инфраструктурный заём на строительство метротрама. Пока проект не завершён, аргументов для списания нет, а значит, и доступ к новым федеральным ресурсам будет заблокирован.

4. Челябинск — не исключение, а самый яркий пример

«СП»: Челябинская область — уникальный случай или тенденция?

— Картина типична для многих регионов России. Просто в Челябинской области она проявилась наиболее контрастно. Парадокс в том, что в тяжёлом положении оказались как раз экономически самодостаточные регионы, меньше зависевшие от федеральных трансфертов. Челябинская область получает из центра лишь 15-17% бюджета. А вот, например, Курганская область, о которой много говорят в связи с ростом, почти половину средств получает из федеральной казны. Поэтому обвал доходов от налога на прибыль, как в Челябинске, ей не грозит, и необходимости в гигантских заимствованиях нет.

5. Бюджетная парадигма, порождающая абсурд

«СП»: Как в условиях таких долгов чиновники находят деньги на покупку иномарок, как это было с мэрией Челябинска?

— Существующая парадигма «бюджета по максимуму» способствует такому абсурду. После принятия бюджета все его статьи считаются равноценными и подлежат исполнению. С точки зрения финансовой системы, затраты на ремонт отопления в школе и покупка люксового автомобиля для администрации — это просто строки расходов. Минфин становится заложником такого порядка.

6. Мрачные перспективы на ближайшее будущее

«СП»: Каковы прогнозы на 2026 год?

— Скорее всего, бюджеты многих регионов, включая Челябинскую область, станут значительно скромнее. При этом на них будут висеть гири накопленных долгов, требующие рефинансирования и обслуживания. Расходы сократятся. Некогда рост бюджета был фактором имиджа, но теперь регионы пожинают плоды недальновидной политики.

Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Следующий год для Южного Урала обещает быть трудным.