1. От монархии к представительной власти
В период с XVII по XX век буржуазные революции коренным образом изменили политический ландшафт. Их главной целью было смещение монархов с вершины власти и передача полномочий выборным органам. Фактически, власть перешла к тем группам, которые могли обеспечить победу своих кандидатов на выборах. Это привело к тому, что глава государства стал фигурой с ограниченными полномочиями, а реальная власть сосредоточилась в руках парламента и правительства. Сам принцип выборности ввел временные рамки для осуществления власти.
Ярким примером такой трансформации служит британская монархия. Хотя король или королева формально остаются главой государства в Великобритании и её заморских территориях, их реальное влияние строго ограничено конституционными нормами. Так, премьер-министра назначает монарх, но только того кандидата, который пользуется поддержкой большинства в Палате общин (обычно это лидер победившей партии). Кабинет министров формирует уже премьер. Монарх может высказывать своё мнение, но в итоге обязан утвердить решения правительства. Королевские прерогативы применяются только по совету министров и имеют серьёзные ограничения — например, введение новых налогов требует одобрения парламента. Историк Уолтер Бейджхот в XIX веке метко охарактеризовал роль конституционного монарха тремя правами: «консультировать, поощрять и предостерегать».
2. Триада сил: государство, бизнес и общество
Развитие современного общества определяют три ключевых субъекта: государство, бизнес и население. Однако государство часто предпочитает выстраивать отношения в первую очередь с бизнесом, который является более активным, организованным и ресурсно обеспеченным игроком, чем разрозненное население.
Если государство полностью подчиняется интересам крупного капитала, это ведет не только к расцвету коррупции, но и к превращению государственного аппарата в простой инструмент для реализации коммерческих целей. В таком случае государство утрачивает способность выполнять свои социальные и общественные функции. С другой стороны, чрезмерный контроль государства над бизнесом душит предпринимательскую инициативу и творческий потенциал, что в конечном итоге подрывает конкурентоспособность всей страны.
Конструктивный баланс возможен, если государство опирается на поддержку населения. Это позволяет ему вести диалог с бизнесом с позиции силы, представляя интересы всего общества. В свою очередь, у бизнеса появляется стимул учитывать запросы населения, формируя и удовлетворяя его потребности.
3. Глобализация и размывание границ
В условиях глобализации отношения между государством и бизнесом становятся всё более сложными и часто конфликтными. Их интересы сталкиваются, что приводит к противоборству, взаимному проникновению или слиянию.
Глобализация рынка труда, мировая финансовая система, единое информационное пространство и рост влияния международного права постепенно размывают традиционные признаки государства: территориальность, суверенитет и верховенство власти. Государство начинает восприниматься не как сакральный институт, а как набор административных функций. Власть децентрализуется, а значительная её часть переходит к наднациональным корпорациям.
4. Корпорации как новые центры силы
В постиндустриальную эпоху благополучие государства всё больше зависит от успеха корпораций, работающих на его территории. Те, в свою очередь, расширяют свою деятельность далеко за пределы «родины», становясь глобальными игроками. Их финансовый, экономический и технологический потенциал начинает соперничать, а иногда и превосходить возможности средних государств.
Это поднимает важный вопрос: должна ли корпорация ограничиваться только извлечением прибыли? Современная практика показывает, что нет. Корпорации всё чаще берут на себя функции, традиционно принадлежавшие государству: обеспечение порядка и безопасности на определённых территориях, социальная поддержка не только своих сотрудников, но и местного населения, поддержание инфраструктуры. Они ведут переговоры с правительствами, взаимодействуют с международными организациями и СМИ, эффективно выстраивая свою «внешнюю политику».
История и современность дают множество примеров такой трансформации. Это советские и российские моногорода, жизнь которых полностью зависела от одного предприятия. Это влияние западных корпораций на развитие целых регионов в Чили или Южной Африке. Это исторические примеры вроде британской Ост-Индской компании, которая фактически управляла целыми странами. В негативном ключе эту роль демонстрируют наркокартели, устанавливающие свои порядки в Колумбии или Афганистане.
5. Государство как корпорация
Параллельно с этим происходит и обратный процесс: само государство начинает вести себя как коммерческая корпорация. Историк Андрей Фурсов ввёл термин «корпорация-государство» для описания такой формы, где главной целью становится экономическая эффективность и конкурентоспособность в глобальном масштабе. Это ведёт к минимизации социальных обязательств и политических издержек. Государство сосредотачивается на полицейских функциях (контроль над населением) и роли «страховщика» для крупного капитала, постепенно отказываясь от своей социальной миссии.
Таким образом, наблюдается двусторонний дрейф. Государства, превращаясь в корпорации, теряют свою сущность. В то же время крупные коммерческие корпорации, принимая на себя государственные функции, начинают ощущать себя квазигосударствами. Граница между политической властью и экономической мощью становится всё более призрачной.
Как же на практике работает эта сложная связка «государство и бизнес»?
Подписывайтесь и ждите третью часть нашего исследования.
Источники информации:
[1] Делягин М.Г. Реванш России. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 448с.- С. 31-41.
[2] Косолапов Н.А. Государство как корпорация и корпорация как государство: продукт глобализации или новая феноменология? // Сравнительная политика. 2011. Т. 2. № 2(4). С. 19-37. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2011-2-2(4)-19-37. Дата обращения 17.01.2020
[3] Фурсов А.И.: Мир, который мы покидаем, мир, в который мы вступаем, и мир между ними. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 28.06.2011. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5265 Дата обращения 19.01.2020
[4] Рувинский Р. Государства как корпорации: продолжение бизнеса другими средствами. 24 августа 2018. https://zen.yandex.ru/media/id/5a81deb5799d9d899209568c/gosudarstva-kak-korporacii-prodoljenie-biznesa-drugimi-sredstvami-5b7fb34a5d36b000af9e718d. Дата обращения 19.01.2020