В 2017 году на панк-фестивале в Нью-Джерси произошёл инцидент, когда парашютист приземлился на зрителя, что привело к серьёзной травме позвоночника. Пострадавший подал в суд на организаторов и выиграл компенсацию в размере 2 миллионов долларов. Этот прецедент заставляет задуматься: не станут ли подобные иски об ответственности массовым явлением в новую эпоху, когда музыкальные фестивали возобновляют работу на фоне продолжающейся пандемии коронавируса?
1. Правовые щиты организаторов
Однако эксперты полагают, что волна судебных разбирательств вряд ли произойдёт. Причина в том, что организаторы мероприятий заранее подготовились к подобным сценариям. На сайтах большинства крупных фестивалей теперь можно найти специальные пункты, касающиеся ответственности в связи с COVID-19. Эти юридические формулировки фактически снимают с организаторов ответственность, если посетитель заразится вирусом на мероприятии, перекладывая все риски на самих гостей.
Яркий пример — фестиваль Bonnaroo в Теннесси, запланированный на сентябрь. Несмотря на заявления организаторов о принятии «усиленных мер по охране здоровья и безопасности», в правилах посещения чётко указано, что, покупая билет, человек «добровольно принимает на себя все риски, связанные с воздействием COVID-19».
2. Юридический язык как новая норма
«Вы увидите, что этот специфический язык появляется повсюду, — комментирует Rolling Stone Одри Бенуалид, музыкальный юрист. — Он есть во всех соглашениях, которые мы сейчас заключаем». Подобные формулировки можно найти на сайте фестиваля Outside Lands в Сан-Франциско. При этом некоторые крупные события, такие как Summerfest в Милуоки или калифорнийская Coachella, на момент публикации материала не размещали на своих сайтах отдельные пункты о коронавирусе. В Summerfest пояснили, что информация будет обновляться по мере приближения даты события.
Однако даже если явного упоминания COVID-19 на сайте нет, условия часто прописываются непосредственно в билете. Например, в билете на Summerfest указано, что держатель «соглашается принять на себя все риски, связанные с COVID-19 и другими инфекционными заболеваниями».
3. Железная логика билетных гигантов
Крупные игроки индустрии, такие как Ticketmaster (принадлежащий Live Nation), используют ещё более всеобъемлющие и жёсткие формулировки. В своих правилах компания прямо заявляет, что посетитель принимает на себя «все риски, опасности и опасности», связанные с заражением любой болезнью, включая COVID-19, и отказывается от любых претензий к организаторам — независимо от того, когда и как произошло заражение.
4. Пределы юридической защиты
Одри Бенуалид, однако, отмечает важный нюанс: как бы тщательно ни были прописаны оговорки, они не могут полностью защитить организаторов от обвинений в «грубой небрежности». Если фестиваль сознательно игнорирует действующие санитарные нормы и рекомендации властей (например, не обеспечивает соблюдение масочного режима, если он обязателен), он всё ещё может быть привлечён к ответственности в случае вспышки заболевания среди посетителей.
Проблема для потенциального истца, однако, в сложности доказательств. «Бремя доказательств будет почти невозможным, — говорит Бенуалид, — потому что отслеживание контактов сейчас не является таким конкретным». Чтобы выиграть дело, посетителю нужно будет доказать прямую причинно-следственную связь между халатностью организаторов и своим заражением.
5. Новые правила для артистов
Правовые нововведения касаются не только зрителей, но и исполнителей. В контрактах артистов теперь детально прописываются условия на случай отмены или переноса шоу из-за пандемии. Стандартные «форс-мажорные» оговорки, которые раньше редко привлекали внимание, теперь стали предметом жарких споров. Сторонам приходится договариваться о компенсациях, процентах от гонорара и покрытии расходов в случае срыва мероприятия.
Более того, в юридическом сообществе идут дебаты о том, можно ли вообще считать COVID-19 «непредвиденным обстоятельством» спустя более года после начала пандемии. «Иногда мы можем указать: "COVID-19 на дату подписания соглашения и его текущий статус"», — поясняет Бенуалид. Если мероприятие запрещает прямой правительственный указ — это форс-мажор. Если же отмена происходит из-за личных опасений артиста или падения спроса — нет.
6. Итог: ответственность на вас
Таким образом, правовая ситуация вокруг проведения массовых мероприятий остаётся сложной и динамичной. Организаторы фестивалей будут использовать все законные средства, чтобы минимизировать свои финансовые и юридические риски, связанные с коронавирусом. Главный вывод для поклонников музыки, планирующих посетить фестиваль в 2021 году, звучит так: тщательно оценивайте риски для своего здоровья и принимайте все возможные меры предосторожности. Если вы заразитесь, доказать вину организаторов и получить компенсацию будет чрезвычайно сложно. В новой реальности ответственность за своё здоровье на мероприятии лежит в первую очередь на самом посетителе.
Обратите внимание: То, что произошло на Садовом кольце, не является случайностью. Блогер Эдвард Бил долго шёл к трагедии. И, наконец, пришёл..
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Музыкальные Фестивали Вернулись, Но Их Ковид-Риски Полностью на Вас.