Эта статья открывает цикл заметок «#обэкономике» и ставит перед собой две ключевые задачи. Во-первых, она пытается дать ответ на извечный вопрос: «Почему у нас не так, как у них?» — имея в виду различия в экономическом развитии России и ведущих мировых держав. Во-вторых, она призвана стимулировать дискуссию, задать новые вопросы и сформировать гипотезы для последующего, более глубокого изучения.
1. Что такое мировая экономика и как в ней измерить положение страны?
Для начала определимся с базовыми понятиями. Мировая экономика — это глобальная система, объединяющая национальные хозяйства и транснациональные корпорации. Их связывают между собой товарно-денежные отношения и международное разделение труда, которое, в свою очередь, обусловлено неравномерным распределением ресурсов по планете.
Чтобы оценить место России в этой сложной системе, экономисты традиционно обращаются к показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Несмотря на то что методология его расчёта (по доходам, расходам или добавленной стоимости) была разработана десятилетия назад, а сам показатель имеет известные недостатки, он остаётся основным измерителем экономической мощи государства.
Для анализа конкурентоспособности особенно важен расчёт ВВП по добавленной стоимости. В его формуле ключевую роль играет понятие «себестоимость». Добавленная стоимость — это разница между доходом от продажи продукта и затратами на его производство (исключая фонд оплаты труда, налоги и амортизацию). Из соотношения дохода и себестоимости вытекает другой критически важный показатель — рентабельность.
Именно себестоимость и рентабельность являются двумя столпами, на которых держится конкурентоспособность страны в современном мире. Низкая себестоимость — обязательное условие для завоевания рынков, особенно в эпоху протекционизма. Достаточная рентабельность — основа для привлечения инвестиций, финансирования новых проектов и даже простого поддержания существующей инфраструктуры и оборудования в рабочем состоянии.
2. Проблема на примере: почему российский автопром неконкурентоспособен?
Наглядной иллюстрацией системных проблем служит отечественное автомобилестроение. Разрыв между российскими и западными производителями заключается не только в объёмах продаж или цене конечного продукта. Главное отличие — в структуре себестоимости.
В России до 70% и более затрат в автопроме приходится на сырьё и материалы. В развитых странах эта доля не превышает 50%. О чём это говорит? Во-первых, о возможном качестве сборки и глубине переработки. Во-вторых, о высокой стоимости сырья и значительной доле импортных компонентов. В-третьих, и это самое важное, такая структура затрат указывает на хроническое недофинансирование критических направлений: исследований и разработок (R&D), квалифицированного персонала, инвестиционных проектов. Всё это в совокупности и определяет низкую эффективность.
3. Ключевой тезис: высокая себестоимость как тормоз экономики
Здесь мы подходим к главному утверждению статьи: подавляющее большинство несырьевых производств в России, за исключением сферы высокотехнологичных разработок (НИОКР), являются нерентабельными из-за запредельно высокой себестоимости. Безусловно, есть успешные исключения, особенно в сегменте услуг, но они не меняют общей картины.
Возникает закономерный вопрос: как тогда объяснить существование множества успешных несырьевых бизнесов? Ответ кроется в явлении кросс-субсидирования. Если внимательно изучить структуру затрат или контракты таких компаний, станет ясно, что их прибыльность так или иначе связана с перераспределением доходов от сырьевого сектора.
Попробуйте назвать десять крупных и успешных российских компаний, не связанных с сырьём, НИОКР, государством или финансами (последние также живут за счёт сырьевого сектора). Сделать это крайне сложно. Государственные корпорации финансируются из бюджета, который более чем на 70% формируется за счёт нефти и газа.
4. Механизм кросс-субсидирования: примеры из реальной жизни
Эта система перекрёстного финансирования пронизывает всю экономику. Например, в грузоперевозках убыточные маршруты (скажем, по перевозке леса) субсидируются за счёт высокодоходных (перевозка нефти). В энергетике тарифы для промышленных предприятий в России зачастую выше европейских, что позволяет дотировать тарифы для населения и части бизнеса.
Мы настолько усовершенствовали эту конструкцию, что даже экспорт такого сырья, как уголь, часто становится рентабельным только благодаря субсидируемым железнодорожным тарифам, которые, в свою очередь, держатся на доходах от нефти. Получается замкнутый круг: экономика в её нынешнем виде рухнет, если из неё изъять сверхдоходы хотя бы одной сырьевой отрасли, ведь неоткуда будет брать средства на дотирование всего остального.
5. Почему в России сложно наладить высокотехнологичное производство?
Чтобы ответить на этот вопрос, полезно представить, что мы начинаем строить экономику с чистого листа, отбросив наследие прошлых эпох. Какие у нас есть стартовые условия?
Плюсы:
- Огромные запасы сырья, которое можно продавать или перерабатывать.
- Большое количество образованных людей, которых можно занять на высокопроизводительных jobs.
Минусы (и они оказываются весомее):
- Исторический фактор: отсутствие глубоких рыночных традиций, требующих времени для формирования.
- Географический фактор: суровый климат и огромные расстояния ведут к повышенному износу фондов, высокой стоимости логистики и сложностям в строительстве.
- Ментальный фактор: низкая культура производства, недобросовестность.
- Репутационный фактор: для интеграции в мировые цепочки создания стоимости нужно время, чтобы доказать качество и надёжность своего продукта.
Если первые и последний вызовы можно преодолеть со временем, то географические и отчасти ментальные ограничения — это данность, с которой приходится мириться.
6. Вывод: особый путь и его ограничения
Мировая экономика выбирает партнёров не только по политическим соображениям. Решающими остаются экономические факторы: конкурентоспособная цена и хорошая рентабельность, которые упираются в себестоимость.
Так почему же «у нас не так, как у них»? Из-за уникального сочетания исторических, географических и социальных факторов простое копирование западных экономических моделей в России невозможно. Особым путём, найденным ещё в имперские и советские времена, стало повсеместное кросс-субсидирование. Однако эта система способна решать лишь базовые задачи обеспечения потребностей, но не способна стать драйвером для роста благосостояния общества в долгосрочной перспективе.
В следующих статьях цикла «#обэкономике» мы попробуем поискать решения этой сложной дилеммы и рассмотрим новые актуальные вопросы. Как ставить амбициозные цели и достигать их через планирование и инвестиции в таких условиях? Об этом — в моём Telegram-канале @according2kasarkin.