Кризис на Уралвагонзаводе: сокращения штата, долги и невыполненные госзадания

Руководство корпорации «Уралвагонзавод» издало приказ об оптимизации численности персонала. Согласно документу, планируется сократить до 10% сотрудников из числа административно-управленческого аппарата — центров, служб, управлений, институтов и отделов. Однако среди работников предприятия распространены опасения, что реальные масштабы сокращений могут оказаться значительно больше заявленных.

1. Процесс сокращений и выплаты

Решение о том, кто именно попадёт под увольнение, будет принимать специально созданная комиссия. Сотрудникам, которых затронет оптимизация, положены выплаты в размере до трёх средних месячных заработных плат. Весь процесс должен быть завершён к февралю 2026 года, что омрачает для коллектива предстоящие новогодние праздники.

2. Предпосылки кризиса

Ситуация на предприятии ухудшалась постепенно. Ещё в октябре стало известно о переводе части сотрудников на четырёхдневную рабочую неделю с 15 декабря. Основной причиной было названо падение спроса на железнодорожный подвижной состав, который является одной из ключевых продуктовых линий завода.

Этот шаг выглядит особенно контрастно на фоне недавних заявлений руководства. Летом 2024 года с гордостью сообщалось о приёме на работу 5 тысяч новых сотрудников, в основном молодёжи, в связи с ростом производственных объёмов. Резкое изменение ситуации за столь короткий срок вызывает вопросы. Официально объяснение сводится к снижению спроса на вагоны. О состоянии заказов на другую ключевую продукцию — танки — публично не сообщается, что оставляет пространство для домыслов.

3. Официальная позиция и финансовые проблемы

Пресс-служба «Уралвагонзавода» пытается успокоить общественность, заявляя, что предприятие стабильно работает над выполнением государственного оборонного заказа в режиме высокой интенсивности. Реструктуризацию же объясняют необходимостью сокращения административных расходов.

Однако финансовое состояние корпорации вызывает серьёзные опасения. Известно, что долг перед Магнитогорским металлургическим комбинатом достиг 1,4 миллиарда рублей. Более того, «Уралвагонзавод» имеет задолженность и перед государством.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Верховный суд подтвердил решение о взыскании с завода 106 миллионов рублей. Эти средства были выделены Минпромторгом в 2015 году в виде субсидии на разработку пяти технологий мирового уровня и создание новой техники.

4. Невыполненные обязательства перед государством

По соглашению с правительством, к 2021 году завод должен был получить шесть патентов, выпустить и продать 200 единиц новой продукции, а также создать 110 высокопроизводительных рабочих мест. Ни одно из этих условий выполнено не было, что и привело к судебному иску о возврате бюджетных средств.

5. Ситуация в контексте общей экономики

Проблемы «Уралвагонзавода» не являются уникальными и, по всей видимости, связаны с общими негативными тенденциями в российской промышленности. Ряд других промышленных гигантов также столкнулся с серьёзными трудностями:

  • Убытки «КамАЗа» взлетели до 29 миллиардов рублей.
  • «АвтоВАЗ» не ожидает прибыли как минимум до 2028 года.
  • Продажи комбайнов «Ростсельмаша» упали в полтора раза.
  • «Газпром», несмотря на снижение убытка, продолжает терять сотни миллиардов (170 млрд рублей). Ситуация дошла до того, что Минфин разрабатывает механизм перераспределения доходов от независимых производителей газа в пользу газового гиганта.

6. Мнение изнутри

Дмитрий Алексеев, бывший работник Волчанского механического завода (филиал УВЗ), в комментарии для «Свободной Прессы» высказал жёсткую позицию. Он обратил внимание на впечатляющие размеры зарплат и премий топ-менеджеров филиала, предположив, что на головном предприятии они ещё выше. По его мнению, сокращение рядовых специалистов — это шаг назад. Ответственность за невыполнение государственных проектов должны нести руководители, которые, по словам Алексеева, «забыли о государственных приоритетах».

Ранее «Свободная Пресса» сообщала о судебных победах других работников над «Уралвагонзаводом», а также об истоках конфликта между руководством одного из филиалов и рабочими.

Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Крупнейшие заводы России начинает лихорадить.