Материал подготовил Андрей Михайлин, редактор проекта InvestmentsTime.
Эта статья основана на более чем десятилетнем опыте наблюдения за работой сотрудников (офисных и складских) в небольшой компании численностью около 100-120 человек. Моя основная деятельность связана с реальным сектором экономики — производством и оптовыми продажами, а инвестиции являются для меня хобби. В данном тексте я хочу поделиться своими размышлениями о текущем уровне эффективности системы образования в России и квалификации современного персонала.
1. Эволюция рынка труда: от дефицита рабочих мест к дефициту грамотности
Российская экономика и её предприятия десять лет назад, когда я начинал карьеру, и сегодня — это две разные реальности. Окончив первый институт в 2010 году по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», я, как и многие другие выпускники, столкнулся с острым дефицитом рабочих мест. Найти работу по специальности или даже просто офисную, не связанную с физическим трудом, было крайне сложно. Студенты в перерывах между парами всерьёз обсуждали, хватит ли всем мест в салонах сотовой связи, таких как «Евросеть» или «Билайн» (первый бренд уже исчез, а второй, вероятно, ждёт та же участь). Фактически, выпускники вузов после пяти лет обучения планировали строить карьеру в сферах, которые сегодня сложно назвать профессиональными. Сейчас же создаётся впечатление, что университеты готовят будущих «звёзд» — финансовых директоров, гениальных IT-специалистов, дизайнеров и юристов. Однако, как показывает моя практика подбора кадров, реальность гораздо печальнее.
2. Тревожные тенденции: элементарные ошибки и деградация базовых навыков
В рамках своих должностных обязанностей я регулярно общаюсь с кандидатами на различные позиции. В последние 5-6 лет всё чаще сталкиваюсь с вопиющей безграмотностью. Соискатели допускают элементарные орфографические и математические ошибки на уровне 4-5 класса школы. В такой ситуации борьба с безграмотностью «понаехавших» гастарбайтеров выглядит, по меньшей мере, лицемерной. Пора обратить внимание на собственные проблемы в системе образования.
3. Практические последствия: как нехватка знаний влияет на бизнес
Перейдём к прикладному значению образования в рабочем процессе. Наблюдая за складским персоналом, я заметил, что многие регулярно допускают простейшие математические ошибки. При этом работа на складе довольно примитивна и требует лишь двух навыков: правильно прочитать задание и верно посчитать. Получается, что если бы наша система образования давала качественные знания на уровне 4-5 класса, многих проблем удалось бы избежать. Ситуация с годами только ухудшается. Возникает резонный вопрос: стоит ли мучить одиннадцатью классами школы тех, кому учёба не даётся уже в начальных классах? Конечно, это абстракция — нельзя отправить на работу пятиклассников, хотя, если взглянуть на рынок труда в некоторых азиатских странах...
Те же проблемы характерны и для офисных сотрудников. Здесь, помимо базовой грамотности и счёта, важны внимательность, усидчивость и навыки вежливого общения с клиентами. Для успешного выполнения таких задач вполне достаточно качественного образования в объёме 9-11 классов.
4. Достаточный уровень для руководящих позиций
Что касается руководителей среднего звена (к этой категории отношусь и я), которые несут материальную, техническую и этическую ответственность и принимают волевые решения, то здесь, по моему мнению, достаточно уровня современного бакалавриата. Задумываешься: а зачем было заканчивать несколько институтов, если хватило бы и хорошего техникума?
5. Выводы и размышления о будущем
Подводя итог, можно констатировать: система государственного образования в России серьёзно деградировала. Внедрение системы тестирования для оценки способностей учащихся, казалось бы, неплохая идея, но на практике она, судя по всему, завела в тупик развитие познавательных навыков и способности к рефлексии. Это было неизбежно на фоне распространённой идеи, что скоро за нас всё будут делать искусственный интеллект и роботы (я и сам мечтаю о складской системе, подобной amazon.com, но насколько это реализуемо в современных российских условиях — большой вопрос).
Вера в то, что ИИ освободит человечество от труда, живёт во всём мире. Многие мечтают о новой жизни, где можно получать деньги за ведение блога, а не за работу. Новая «эпоха блогерства» грозит превратить нас в «человека-телефон» и погрузить мир в бесконечный карнавал, напоминающий то ли «Вакханалии» Пабло Пикассо, то ли «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — всеобщее помешательство на TikTok, демонстрацию прелестей в Instagram и бесконечное потребление контента в социальных сетях.
P.S.
Многие могут подумать: «Ну и мешанину он написал...» Возможно, это рядом со мной начинают работать зачатки искусственного интеллекта.
Команда проекта InvestmentsTime
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+7 920 530 72 72
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: «пришОл» пиши через «ё», 13+4=17. 4 класса образования вполне достаточно для функционирования 60-70% всех предприятий РФ.