Цифровая трансформация высшего образования: опыт Томского политехнического университета в эпоху цифровой экономики

Обратите внимание: Digital-эпоха: переходим на цифровой рубль?.

1. Аннотация

Современный мир характеризуется глобальным процессом цифровизации, затрагивающим все сферы общественной жизни. Этот процесс, пришедший на смену информатизации и компьютеризации, основан на цифровом представлении информации и ведёт к повышению эффективности различных процессов и улучшению качества жизни в целом. В контексте данной статьи цифровая трансформация определяется как переход к новым моделям бизнес-процессов в цифровой реальности, основанным на данных, где ключевой задачей является стратегическое управление.

2. Стратегический контекст и роль ведущих вузов

Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы требует глубоких преобразований во всех областях, включая высшее образование. Это необходимо для сохранения конкурентоспособности российских университетов на глобальной образовательной арене. Первыми на путь цифровой трансформации встают престижные университеты, входящие в федеральные и международные рейтинги, которые служат площадками для межкультурного обмена между студентами и преподавателями.

3. Томский политехнический университет как пионер цифровизации

Ярким примером такого университета является Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) – один из первых реформаторов высшего образования в стране и признанный мировой образовательно-исследовательский центр. Участие в программах развития (статус национального исследовательского университета с 2009 года, участие в «Проекте 5-100» с 2013 года) и в совместных проектах с предприятиями позволило ТПУ быстро развивать инструментальную и лабораторную базу, а также расширять информационно-коммуникационную инфраструктуру.

4. Этапы цифровой трансформации ТПУ

Весь период преобразований образовательной сферы ТПУ с 2000 года по настоящее время можно разделить на несколько ключевых этапов:

Первый этап (2000-2009 гг.): Начальная адаптация к технологическим инновациям и технологиям электронного обучения. Оборудуются интерактивные лекционные залы, разрабатываются электронные курсы для самостоятельной работы студентов по 560 дисциплинам.

Второй этап (2010-2013 гг.): Переход к комплексному использованию информационных технологий. Формируется электронная информационно-образовательная среда ТПУ – инфраструктура, обеспечивающая доступ ко всем ресурсам через личный кабинет пользователя. У заочников появляется возможность просматривать материалы онлайн, проходить тесты, отправлять работы на проверку и задавать вопросы преподавателям. В 2010 году создан Центр разработчиков технологических платформ – «Центр электронного университета».

Третий этап (2013-2014 гг.): Осознание преемственности развития электронного обучения и стратегии развития ТПУ как одной из ведущих мировых образовательных школ. Создан Институт электронного обучения, начат постепенный переход на платформу LMS Moodle.

Четвертый этап (2014-2020 гг.): Реализация плана действий по развитию электронного обучения. Дорожная карта, разработанная Институтом электронного обучения, включала три стратегические инициативы: развитие инфраструктуры ЭО, реформа образовательного процесса с фокусом на «умное образование» и организация внешнего партнерства в сфере ЭО.

5. Цифровизация административной и приемной деятельности

Цифровая трансформация в ТПУ затронула не только учебный процесс. В административной сфере с 2012 года началось внедрение услуг электронного документооборота между подразделениями, что позволило автоматизировать обработку документации, кадровый учет и другие процессы. С 2015 года сотрудники могут оформлять командировки в электронном виде, что упростило работу и устранило необходимость физического перемещения документов. Также внедрены электронные служебные записки, система контроля исполнения поручений и другие сервисы, повышающие эффективность коммуникации. Практически любой документ теперь можно отправить на подпись через Систему обработки управленческой документации, что ускоряет принятие решений и позволяет оценивать работу управленческого персонала.

Что касается приёмной кампании, то с 2018 года в тестовом режиме, а с 2019 года в полноценном, абитуриенты бакалавриата и магистратуры получили возможность подавать документы онлайн в виде сканированных копий. Эта мера способствует привлечению в ТПУ большего числа иногородних и иностранных студентов.

6. Оценка эффективности цифровой трансформации: взгляд студентов

Все эти процессы прямо или косвенно влияют на ключевые показатели университета: позиции в рейтингах, количество иностранных студентов и преподавателей, успеваемость. Для оценки этого влияния в рамках исследования был проведен социологический опрос среди студентов ТПУ различных направлений подготовки бакалавриата и магистратуры очной формы. Опрос проводился онлайн в июне 2020 года, в период всеобщего перехода на дистанционное обучение из-за пандемии COVID-19, когда студенты активно использовали онлайн-сервисы университета. Целью было выявление полезности и эффективности основных онлайн-сервисов для студентов.

Таблица 1. Результаты опроса

Кроме того, для оценки общего эффекта от внедрения цифровых сервисов были использованы результаты другого опроса. Согласно ему, средняя оценка эффективности процесса цифровизации в ТПУ по 10-балльной шкале составила 6 баллов. Около 56,7% респондентов ощущают эти процессы. Наиболее значимыми аспектами цифровизации студенты считают онлайн-обучение в среде LMS Moodle, электронные курсы и электронную зачётную книжку (студенческий офис). Эти аспекты положительно влияют на эффективность обучения.

7. Выводы

Анализ процессов цифровой трансформации ТПУ и опросы студентов позволили оценить их влияние на все сферы деятельности университета, прежде всего на образовательную. Трансформация учебного процесса ведёт к более эффективному обучению студентов. Цифровизация обеспечивает «чистоту» данных, минимизирует человеческий фактор и искажения при ручном вводе информации. Надёжные данные, в свою очередь, позволяют принимать более эффективные управленческие решения. Таким образом, использование цифровых технологий повышает эффективность управления вузом, качество и результативность обучения, что даёт конкурентное преимущество в борьбе передовых высших учебных заведений на международной образовательной арене.

Автор: Дмитрий Бирюк

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Higher education institutions in the digital economy era: digital transformation of higher education.