1. Нефть как смазка: начало промышленного спроса
В середине XIX века английский химик Джеймс Янг экспериментировал с перегонкой нефти, которая в небольших количествах сочилась из угольных пластов. Его целью было создание лампового масла, но вместо этого он получил густую вязкую субстанцию. Этот продукт, непригодный для освещения, оказался превосходной смазкой для механизмов, число которых в промышленно развитой Англии стремительно росло. Так возник спрос на «нефтяной воск» (парафин), защищавший металлические детали.
Однако производство Янга и его партнеров столкнулось с дефицитом сырья. Естественных нефтяных источников не хватало. Химик проявил изобретательность, начав добывать нефть из горючих сланцев, но в итоге ключевой проблемой стала именно логистика – доставка сырья к месту переработки.
Джеймс Янг, талантливый химик и предприниматель, не был первооткрывателем парафина, но именно он запатентовал способ его получения из нефти и начал массово использовать в качестве смазки. Его патентные войны принесли ему значительное состояние, закрепив монополию на технологию.
2. Эпоха бочек: первые шаги морской нефтеторговли
К 1860-м годам основные источники нефти находились в Баку, Галиции и Пенсильвании (США). Морской путь, как самый быстрый и дешевый, стал основным для международных поставок. В 1861 году бриг «Elizabeth Watts» доставил из Филадельфии в Англию 180 тонн нефти в бочках, положив начало трансатлантической торговле. Вскоре мир охватила «керосиновая лихорадка», и спрос на топливо для ламп многократно превысил потребность в смазочных материалах.
Перевозка в бочках была крайне неэффективной: тара была тяжелой, громоздкой, дорогой и часто протекала. Интересно, что в разных регионах использовали разные меры. В Баку нефть считали ведрами и перевозили в бурдюках на верблюдах, а в Америке – бочками. Лишь в 1866 году пенсильванские нефтепромышленники стандартизировали меру, приняв за основу баррель в 42 галлона (159 литров) – емкость, исторически использовавшуюся для перевозки сельди.
Стандартный нефтяной баррель, ставший мировой единицей измерения. Сегодня такая бочка – скорее музейный экспонат, чем реальная тара.
3. Революция на Каспии: рождение танкера
Мысль заливать нефть прямо в трюмы судов казалась очевидной, но рискованной. Первыми этот шаг решились сделать русские предприниматели, братья Николай и Дмитрий Артемьевы. В 1873 году они переоборудовали парусную яхту «Александр» для перевозки нефти из Баку в Астрахань. Над ними смеялись, рисовали карикатуры, но результат оказался ошеломляющим.
«Александр» совершил за навигацию 8 рейсов против 6 у «бочечных» судов. Наливной метод был быстрее (не нужно грузить бочки), экономичнее (исчез вес тары, составлявший до 25% груза) и надежнее (потери от протечек сократились с 20% почти до нуля). Кроме того, судно могло брать обратный груз, в то время как корабли с бочками возвращались порожними. Этот успех фактически спас бакинскую нефтяную промышленность, сделав её конкурентоспособной на российском рынке.
К сожалению, история не сохранила ни портретов братьев Артемьевых, ни изображений их первых судов. Их вклад в логистику, однако, неоценим.
4. Становление мирового танкерного флота
Идею Артемьевых быстро подхватили. Особенно преуспели братья Нобели. В 1878 году по их заказу в Швеции был построен танкер «Зороастр» – первый в мире паровой танкер современного типа, специально спроектированный для перевозки нефти. Он перевозил 242 тонны нефти из Баку в волжские города. С этого судна начинается история профессионального танкерного флота.
«Зороастр» – прародитель всех танкеров. Его конструкция с раздельными цистернами стала классической.
Технологии стремительно развивались. Уже в 1886 году в Англии сошел на воду океанский танкер «Glückauf» дедвейтом 3000 тонн. Через три года таких судов было уже 50, и они курсировали между Америкой и Европой.
5. Глобализация и рождение гигантов
Ключевую роль в создании глобальной нефтеторговли сыграл Маркус Самуэль, основатель компании Shell. Чтобы доставлять нефть из Азии в Европу самым коротким путем, ему нужно было разрешение на проход танкеров через Суэцкий канал, где это было запрещено. Самуэль, проявив смекалку и, возможно, используя связи, заранее построил восемь танкеров, которые удивительным образом соответствовали позднее озвученным требованиям администрации канала. В 1892 году его танкер первым прошел Суэц.
Маркус Самуэль, превративший Shell в мирового гиганта. Именно он способствовал переходу флотов на мазут, а авиации – на керосин.
Две мировые войны подтвердили стратегическое значение нефти и танкеров. Потери флота были огромны, но его быстро восстанавливали и наращивали. После Второй мировой, с ростом мировой экономики и переходом на переработку сырой нефти на месте потребления, началась гонка размеров. Чем больше танкер, тем дешевле себестоимость перевозки одной тонны.
Танкеры были лакомой целью для подводных лодок во время обеих мировых войн.
6. Эра супертанкеров и её закат
К 1970-м годам появились супертанкеры (дедвейтом более 300 тыс. тонн). Абсолютным рекордсменом стал «Knock Nevis» длиной 458 метров и дедвейтом 565 тыс. тонн. Этот гигант не мог пройти через большинство проливов и каналов и часто использовался как плавучее хранилище нефти во время кризисов.
Танкер «Esso Northumbria» (1969) – пример амбициозного проекта, чья эксплуатация была сопряжена с постоянными трудностями, но который дал ценные уроки кораблестроителям.
Сравнение размеров обычного танкера и супертанкера.
Однако эпоха гигантов подошла к концу. Вопросы безопасности, маневренности, экологических рисков (как показали крупные аварии) и экономической целесообразности привели к тому, что сегодня наиболее востребованы танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн. История нефтеперевозок прошла путь от вьючных верблюдов с бурдюками до плавучих городов-нефтехранилищ, определив лицо современной глобальной экономики.
#экономическиеистории
Написано специально для блога компании Маклауд, https://habr.com/ru/company/macloud/
Связанные статьи:
С чего началась "эпоха нефти"
Коротко о бакинской нефти
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Еще больше историй в разделе: https://t.me/ivanovdirect
И в Facebook # экономическиеистории
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: История нефтеперевозок, от танкеров с бакинской нефтью до современных монстров.