Съезд "Единой России" как начало построения в России народной экономики

Надо всерьёз и очень внимательно отнестись к тому, как построил президент своё взаимодействие с главной партией страны перед стартом избирательной кампании. Речь не о политтехнологии. Налицо новый этап развития внутренней политики и, прежде всего, политики экономической. Для многих разворот оказался полной неожиданностью. Но гораздо интереснее, что он означает и на какое будущее указывает.

Президент РФ на съезде ВПП "Единая Россия" 19.06.2021 года

Мы видим явный признак того, чтобы повысить эффективность гражданской, прежде всего экономической администрации до уровня военной и внешнеполитической.

В чём были главная уязвимость советской плановой системы? Не касаемся сейчас дотационной нагрузки ближней и дальней окраины и несоразмерной тяжести военных расходов.

Все решения принимались узким кругом людей, сверх-централизованно, по модели военного командования, что не удивительно, учитывая контекст непрерывного военного противостояния. Наступивший в 1945-м мир оказался продолжением войны.

Правда,надо отметить,что при Иосифе Сталине сохранялась линия на построение государственного капитализма. Внутри экономической системы сохранялась конкуренция.

Так, на момент смерти Иосифа Сталина в СССР было 114 000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений — от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причём артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки.

График товарооборота роста государственной и кооперативной торговли в СССР начала 50-х годов 20века.

В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института.

Телевизор Т2 ленинградской артели «Прогресс-Радио»

Такое положение дел продолжалось до 1956 года, когда артельщина была официально запрещена и в течение нескольких лет разогнана.

При Хрущева начала формироваться жестко плановая система.

Такая система порождает большой объём ошибок в отношении народного потребления, поскольку считает его вторичной, не основной задачей.

Разрушив в 1991 году административно- командную систему- главным принципом стал принцип приватизации всего и вся.

Этот принцип- другая крайность и в результате все 1990-е основным хозяйственно-экономическим процессом стала приватизация, перераспределение собственности, и, с другой стороны, борьба с приватизацией за стратегические федеральные и коммунальные активы (московские прежде всего). Центр экономической политики вообще не рассматривал производство как цель. Как следствие мы набрали долгов, утонули в импорте, декапитализировали промышленность.


С приходом Путина, мы начали отдавать долги, внешние и внутренние, и восстанавливать стратегические производства, военное прежде всего, начали собирать налоги, добились платёжной дисциплины. Наступил период макрорегулирования, создания нормированной среды для экономической деятельности.

Обратите внимание: Исторический спад японской экономики.

Экономикой командовал бухгалтер. Не добившись баланса бюджета и не отдав внешний и незаконный внутренний долг мы просто не могли двигаться дальше.
График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств по состоянию на 1 апреля 2021 года.Информация с официального сайта Минифина РФ https://minfin.gov.ru/ . К 2041 году полное погашение государственного внешнего долга.

Второе десятилетие века поставило ребром вопрос, какой бизнес работает на страну, а какой — против неё.

Результатом его решения стало появление частно-государственных партнёрств, развитие которых и создание нормативной среды для них будет продолжено.

И вот теперь мы переходим к проектному режиму реорганизации всей хозяйственной инфраструктуры страны. Включая её финансовую составляющую. Поскольку для этого сформированы необходимые предпосылки и условия, а также появились хозяйствующие субъекты, способные решать такие задачи. Разумеется, будет много проблем, нестыковок, напряжений и дефицитов, но это будут рабочие моменты этого процесса.

Двадцать лет 21-го века оказались реализацией столыпинской мечты о двадцати годах мира («покоя внутреннего и внешнего»). Это с одной стороны. А с другой — закончена та самая объявленная Горбачёвым перестройка — смена хозяйственной формы. Создан естественно-исторический, эволюционный экономический ресурс. Порвать его в клочья оказалось крайне проблематичным.

А потенциал его роста огромен.
Это и реальное импортозамещение, и создание принципиально новых рынков. При этом принципиальной чертой этой экономической системы должен стать её народный характер — то есть возможность для каждого сыграть в ней значимую экономическую роль, возможность для каждого заработать и купить всё, что нужно.

Это не сверх-потребительская, а народная экономика. Которая представляет собой решение проблемы социализма, точнее той проблемы, которую советский строй должен был решить, но не решил.

А ведь это обвинение — что коммунисты не собираются строить социализм — исходило и от троцкистов, и от национал-социалистов — как гитлеровских, так и русских (бело-эмигрантских).

Отчасти такие обвинения имели под собой почву — народную экономику может построить только народное государство, а не политическая монополия, стоящая над государством. Однако мы ещё должны были завоевать для себя мир на наших условиях, чтобы выполнить столыпинское требование.
Сталин начинал строить социализм, он не пресёк НЭП, а развивал её, были при нём артели, коммерческая торговля, кооперативы, организованная конкуренция. Конечно, помешала война. Но на деле всё это свернул Хрущёв, под маркой коммунистического строительства.

Сегодня мы стоим перед такой социалистической перспективой народной экономики, уже как реальной, а не утопической.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Съезд "Единой России" как начало построения в России народной экономики.