Выживание и повышение конкурентоспособности в киберпространстве производственных и торговых компаний, предприятий и структур, оказывающих услуги, некоммерческих организаций и государственных учреждений зависит, в том числе, от уровня адаптации сотрудников и их способности к применению инноваций и использованию цифровых технологий [1]. В этой связи, следует подчеркнуть важность цифровой экономики, как жизненно необходимого сектора, предоставляющего возможность достижения существенного роста объемов производства товаров (работ и услуг).
Конкурентоспособность участников цифровой среды имеет характерные специфические особенности и формы, в частности, возникает конкуренция бизнес-моделей и цифровых платформ; появляется мощный «сетевой эффект» и «эффект масштаба»; создаются двухсторонние цифровые рынки (к примеру, различного рода поисковые системы); формируются условия для высоких темпов и объемов инвестиций и инноваций, приводящих к быстрому технологическому прогрессу [2].
Сегодня цифровая экономика проникает во все сферы жизни, создавая цифровой ландшафт для приобретения новых навыков, процесса принятия оптимальных решений, а также генерирования новых научных исследований и прорывных технологий.
На текущий момент не существует единого понятия дефиниции «цифровая экономика». Ряд ученых отождествляет понятия «цифровой» и «электронной» экономики, характерной чертой которой становится максимальное удовлетворение потребностей всех участников рынка за счет применения гигантских объемов информации (bigdata) и информационных технологий [3, 4, 5]. Это становится возможным за счет развития информационно-коммуникационных и информационно-финансовых технологий, а также благодаря доступности цифровой инфраструктуры, что обеспечивает полноценное экономическое взаимодействие всех участников в условиях гибридной среды [6].
По определению Всемирного банка «цифровая экономика» – это система экономических, социальных и культурных взаимоотношений, базирующихся на применении цифровых информационно-коммуникационных технологий[1].
Можно выделить три базовые компоненты цифровой экономики:
1) инфраструктура – аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации и т.д.;
2) возможность проведения электронных деловых операций – бизнес-процессы, реализуемые посредством компьютерных сетей в рамках виртуальных взаимодействий;
3) электронная коммерция (Интернет-торговля) – доставка товаров с помощью глобальной сети Интернет (Интернет вещей), представляющая в настоящее время самый весомый сегмент цифровой экономики [5].
Основными характеристиками цифровой экономики являются:
- реализация экономической деятельности через специальные цифровые платформы и экосистемы;
- применение персонифицированных сервисных моделей;
- прямое взаимодействие производителей и потребителей в компьютерной сети;
- распространение экономики совместного пользования;
- значительная роль вклада индивидуальных участников.
[1] Цифровая экономика России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_экономика_России (дата обращения 05.06.2021 г.).
Источники:
1. Грачев С.А. Анализ влияния цифровизации экономики на занятость в региональном научно-исследовательском секторе // Креативная экономика. 2021. Т. 15, № 3. С. 675-694.
2. Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность: Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб.: Изд-во Политехн.
Интересное: Часть 2. У кого власть?.
ун- та, – 2017. С. 147-151.3. Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего, индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. 2018. № 3. С. 214-218.
4. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива // Российская академия наук. 2017. С. 36-37.
5. Киселев, Ю. Н. Электронная коммерция: практическое руководство / Ю.Н. Киселев. – М.: ДиаСофтЮП, 2013. – 224 с.
6. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. Т. 3. № 157. С. 17-20.
Уважаемые читатели, подписчики и гости сайта, большое спасибо, что дочитали до конца!
Интересное еще здесь: Экономика.
Немного об искусственном интеллекте (часть 5).