Портал RU Public History продолжает исследовать образовательные инициативы в области публичной истории. В этом материале мы расскажем о майноре Высшей школы экономики, созданном усилиями преподавателей Александры Колесник, Олега Морозова, Александра Русанова и Алисы Максимовой.
1. Истоки майнора: от личного интереса к учебной программе
Как возникла идея создать майнор по публичной истории в НИУ ВШЭ? Основой для него стал многолетний опыт преподавателей, которые не только изучают неакадемические формы знания о прошлом, но и сами активно действуют как публичные историки.
Олег Морозов, специалист по мемориальной культуре, исследует историческую политику, проблемы памяти о Холокосте и деколонизации. Его экспертные комментарии можно услышать на радио и телевидении, а статьи — прочитать в авторитетных изданиях, от «Новой газеты» до «ПостНауки».
Алиса Максимова фокусируется на региональных краеведческих музеях, анализируя, как они работают с местными сообществами и выстраивают экспозиции. Она также консультирует музеи, помогая им лучше понимать свою аудиторию.
Алиса Максимова
Александра Колесник и Александр Русанов в 2018 году реализовали проект о репрезентации Средневековья в современной культуре — медиевализме. В рамках проекта вышли научно-популярные статьи, интервью с ведущими зарубежными историками и цикл передач на радио «Культура», где обсуждалось, как публичная история помогает анализировать образы прошлого в сериалах, играх и музыке.
Александра Колесник
Когда в 2018 году в ВШЭ был объявлен конкурс на создание новых майноров, Олег Морозов предложил объединить этот накопленный опыт в единую образовательную программу. Так появился майнор, рассчитанный на студентов-неисториков с самых разных факультетов — от юриспруденции и дизайна до компьютерных наук.
2. Формат обучения: диалог как основа публичной истории
Почему майнор открыт для всех кампусов ВШЭ и каких студентов ждут преподаватели? Изначально курс был доступен только в московском кампусе, но реформа межфакультетских курсов и опыт дистанционного обучения 2020 года позволили сделать его межкампусным. Это дало возможность присоединиться студентам из Перми, Нижнего Новгорода и других городов.
Разнообразие студенческого бэкграунда — не препятствие, а ключевое преимущество майнора. На семинарах будущие юристы, дизайнеры, менеджеры и инженеры учатся вести диалог, спорить и находить общий язык, обсуждая, например, что такое культурное наследие и как его следует сохранять. Именно в таких междисциплинарных дискуссиях и рождается понимание публичной истории как социального, изменчивого явления, не имеющего единственно верной трактовки.
Олег Морозов
3. Результаты и развитие программы
В 2021 году майнор выпустил первых студентов и вошел в топ-20 самых востребованных майноров Вышки, собрав около 560 заявок. Программа постоянно развивается: сокращаются затянутые темы, добавляются новые, актуальные для публичной сферы — например, обсуждение движения за снос памятников или открытие новых мемориальных комплексов.
Пока что создание магистерской программы по публичной истории не планируется, но преподаватели расширяют сферу влияния майнора. В новом учебном году запускается научно-исследовательский семинар для бакалавров-историков и композитный курс для смешанного потока магистров и бакалавров.
Александр Русанов
4. Задачи и философия майнора
Главная задача преподавателей — показать, что знание о прошлом многогранно и формируется под влиянием самых разных источников. Каждый курс в рамках майнора решает свою специфическую задачу.
Курс «Музеи и память» учит критически осмыслять музейные экспозиции, задавая вопросы: чье прошлое здесь представлено и почему именно так? Курс «Медиевализм» исследует, как далекое средневековое прошлое переосмысляется в современной политике, искусстве и повседневности, становясь зеркалом для самоописания нашей эпохи.
5. Публичная история в России: противоречия и перспективы
Как оценивают преподаватели состояние публичной истории в России? С одной стороны, это понятие стало узнаваемым. С другой — профессиональное сообщество публичных историков еще только формируется. Зачастую публичную историю сводят либо к простой популяризации науки профессионалами, либо исключительно к проблемам травматичного прошлого XX века.
Майнор в ВШЭ стремится расширить эти границы, включая в программу темы ностальгии, медиевализма и образов прошлого в массовой культуре. Это позволяет наметить новые междисциплинарные поля для диалога о прошлом, который был бы интересен и важен для представителей самых разных профессий.
Н. Липилина, 2021
#история #публичная история #высшая школа экономики #историческое образование #public history #портал публичной истории
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Публичная история для всех.