В этом году общий государственный долг в мире достигнет 70 триллионов долларов. В 2000 году он составлял всего 18 триллионов долларов. Это означает, что за двадцать два года средний темп роста мирового долга достиг примерно 6,5% в год, намного превысив среднегодовой темп роста мирового ВВП.
В результате государственный долг всех стран мира сегодня составляет 80% мирового ВВП. А если предположить, что национальные бюджеты составляют в среднем 25% ВВП, то правительства всех стран мира должны отказаться от всех налогов и сборов, чтобы погасить свои долги в течение трех лет. И никаких войн, инвестиций, пенсий и расходов на технику, пока они не расплатятся.
Всем очевидно, что основная часть государственного долга приходится на страны "золотого миллиарда". Тем не менее, стоит еще раз взглянуть на эти поразительные цифры. Из общей суммы в 70 триллионов 55 миллиардов, или почти 80%, составляют государственные долги стран "Большой семерки". Именно их лидеры собираются каждый год на саммите G7, чтобы обсудить, как лучше сформировать мир будущего. И неудивительно, что, имея в перспективе статус банкрота, они все чаще предпочитают видеть мир будущего в виде войн - реальных и экономических. Не Россия, а Китай. Не Китай, а Иран.
Особо ярые поклонники развитого Запада скажут, что долги стран "Большой семерки" так высоки, потому что у них большие экономики. Это неправда. Для начала отметим, что оставшиеся 15 триллионов долларов распределены между большим количеством стран; например, "большая пятерка", такая как Россия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иран и Нигерия, имеют государственный долг не более 300 миллиардов долларов. У каждой из них отношение государственного долга к ВВП не превышает 40% (Россия является чемпионом - 17%).
Обратите внимание: В 2022 году рост ввп Армении в лучшем случае составит 4-4,5% - депутат.
В то же время отношение государственного долга к ВВП составляет 133% в США, 263% в Японии, 150% в Италии, 112% в Канаде и Франции и 96% в Великобритании. Среди них выделяется только промышленная Германия (69%). Глядя на эти цифры, возникает соблазн предположить, что экономический мир следует делить не на развитый и развивающийся мир, а на мир до распада и действительно развивающийся мир.Между тем, в США по-прежнему очень верят в то, что они справятся со своим долговым бременем. Мы попросили финансовых аналитиков оценить вероятность дефолта по шкале от 1 до 10, где 1 означает, что дефолт невозможен, а 10 - неизбежен. Оценки, которые мы получили, находятся в диапазоне от 6 до 7.
Есть три причины для оптимизма: 1) они возьмут долг в залог, если дела пойдут совсем плохо, 2) инфляция в развитых странах съест долг, а рецессия сделает его снова привлекательным, потому что инфляция будет постепенно снижаться (парадокс, который понимают финансисты), и 3) будет какая-то новая пятая волна технологий, и США обязательно примут в ней участие.
Мы тоже не стали бы оценивать вероятность дефолта выше 7, но наша главная мысль заключается в том, что дефолт США и европейских стран не нужен элитам развивающегося мира, поскольку он несет в себе угрозу их собственным прошлым сбережениям. Маловероятно, что арабские, индийские, индонезийские держатели капитала захотят экстремального падения фондового рынка США.
В то же время мы не ожидаем, что страны G7, и в особенности США, будут обладать каким-либо лидерским потенциалом в новом большом экономическом цикле. Промышленное лидерство США закончилось в 1970-х годах (тогда они уступили Японии, которая впоследствии была "разгромлена" за это). С конца 1970-х годов предельная производительность капитала в этой великой империи снижалась и к началу XXI века приблизилась к нулю. Экономическая мощь Соединенных Штатов уже более четырех десятилетий основывается исключительно на расширении их капитала и валюты. Технологическая волна, связанная с Интернетом, оказала огромное влияние на мир с точки зрения прозрачности и связности, но ее экономическая эффективность все еще остается под вопросом. В любом случае, это уже сыгранная игра.
На наш взгляд, судьба "Большой семерки" будет похожа на судьбу Японии: медленный спад при сохранении технологического потенциала. Остальной мир, теперь уже основной, будет индустриализировать обширные территории евразийского юга, куда будут инвестировать арабский, индийский, индонезийский и китайский капитал, а затем американские, японские и европейские капиталисты.
Эти регионы по-прежнему обладают инвестиционным потенциалом и потребительским спросом, большинство из них имеют определенный потенциал природных ресурсов, все они обладают потенциалом дешевой рабочей силы. В ближайшие годы объединенные усилия стран этих регионов будут направлены на масштабные логистические решения и, прежде всего, на строительство новых, также масштабных, энергетических систем для евразийского Юга. Низкий текущий долг этих стран является приятным бонусом для инвесторов в этот процесс, который обещает хорошую прибыль на капитал. Очевидно, что Россия будет активно участвовать в этом процессе, предоставляя ресурсы, технологии и капитал.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Вэтом году совокупный государственный долг мира составит 70 трлн долларов.