Старые промышленные центры страны, три десятилетия отстававшие от добывающих регионов, ощутили на себе огромный государственный спрос: Удмуртия, Свердловская, Курганская, Тульская области, Пермский край, Санкт-Петербург

«Людям становится хуже, а машин в городе становится все больше и больше, и они все лучше и лучше», — жалуется друг во время автопутешествия по Ижевску. На вопрос, почему люди стали жить хуже, отвечает: «Раньше у меня было два-три заказа на изготовление кухонь, но на миллион, а сейчас на 150 тысяч рублей, но их очень много». Когда нас обгоняет внедорожник Bentley, абсолютный китч для города, где не проживает и миллиона человек, мой спутник замечает: их в городе уже несколько, а его двухлетний VW Tiguan уже стар, а надо будет его поменять.

Тем временем Ижевск превратился в сплошную строительную площадку. Если пять лет назад строили много, но это были проекты многоквартирных домов, то сейчас типовой жилой комплекс — это не менее десятка многоэтажек. Столько, сколько сейчас, город так и не был построен, даже в короткий период, с 1984 по 1987 год, когда столица Удмуртии носила гордое имя Устинов - это было время наиболее активного развития Ижевска во времена Советского Союза. Поля и пустыри рядом с городом расхватывают девелоперы как горячие пирожки. Сносятся старые одноэтажные дома, устанавливаются башенные краны, прокладываются новые дороги, модернизируются старые, строится терминал международного аэропорта.

Ижевск - один из городов-получателей Северного военного округа, тот самый "тыл дает фронту". Именно здесь производят стрелковое оружие, зенитные комплексы и беспилотники, для организации производства срочно потребовалось перепрофилировать один из торговых центров. Основная проблема экономики города – острая нехватка кадров. Заработная плата растет. Заводы, работающие в три смены по выполнению гособоронзаказа, переманивают друг у друга квалифицированных специалистов. Другие готовы нанимать людей без образования и опыта работы, обучать их за свой счет в течение нескольких месяцев — лишь бы закрыть вакансии.

Напротив заброшенного Ижевского автозавода висит рекламный баннер Воткинского завода, предлагающий работу, достойный доход и социальные гарантии. Сарапульский электрогенератор ищет людей в районе станции. Оба завода работают на оборонную промышленность. Способствует нехватке кадров не только гособоронзаказ, но и контрактация с Минобороны. Он не только привлекает мобильных граждан, но и задает уровень желаемой зарплаты: люди готовы переезжать или работать вахтовым методом с доходом от 200 000 рублей в месяц.

Огромную государственную потребность почувствовали старопромышленные центры страны, отставшие от горнодобывающих районов на три десятилетия: Удмуртия, Свердловская, Курганская, Тульская области, Пермский край, Санкт-Петербург. Список можно продолжать долго. Тенденция, когда гигантские фабрики теряли площади и персонал, внезапно изменилась. Жизнь закипела.

Этот рост ощущают не только промышленные регионы. Огромные средства из государственного бюджета, выделяемые на Гособоронзаказ и СВО, со временем оборачиваются на заработную плату и потребительский спрос.

Обратите внимание: Огромный взлет Империи.Как было бы сохранись она по настоящее время?.

В то же время страх перед инфляцией, который долгие годы лелеяли монетарные власти страны, не поразил. К концу года он не превысит пяти процентов. Экономика, наполненная бюджетными деньгами, демонстрирует удивительные вещи – десятикилометровые пробки на Крымском мосту, 400 тысяч рублей за «квадрат» с недвижимостью в Сочи, отсутствие мест в маринах Черного и Балтийского морей для стоянки яхт. Бум в производстве товаров народного потребления, в строительстве, в сфере развлечений и отдыха.

В одночасье российская экономика вернулась к быстрому росту, который базируется не на добывающих отраслях, а на трудоемких отраслях обрабатывающей промышленности. Значит, такой рост более равномерный, стабильный и гармоничный. Безработица в стране вновь обновила исторический минимум и достигла 3,1-3,2%. Не бывает праздных рук: чтобы нанять человека, его надо где-то уволить. Рост ВВП за пять месяцев составил 0,6%, к концу года он достигнет 2% (прогноз правительства), но мы полагаем, что при сохранении текущих темпов роста промышленности он может достичь 4%. И это в условиях жесточайших санкций, замороженных активов и эмбарго со стороны Запада, рухнувшего экспорта газа и низких цен на нефть. Это ли не экономическое чудо? Секрет этого чуда прост: доля общественного потребления в ВВП в начале этого года достигла рекордных 24,7% против среднего показателя 18,2% за последнее десятилетие.

Важнейший результат СВО в том, что он заставил российские финансовые власти отойти от кудринских догм накопления резервов, тотального сбережения и выкачивания денег из экономики с последующей выдачей кредитов западным государствам. Результат такой долгосрочной политики сегодня очевиден: экономика стагнирует, резервы заморожены. Деньги, не выведенные из экономики, а наоборот закачанные в нее, сотворили экономическое чудо: ВВП растет даже в условиях падения почти на 60% (в первом квартале, в годовом исчислении) в чистый экспорт.

Однако Минфин вновь пытается вернуться к старой политике «кассового зажима». Худшее, что сейчас может сделать государство, это начать копить деньги, связывать бюджет. Это сразу замедлит рост экономики, а проблемы с бюджетным дефицитом не решит.

Из года в год российский бюджет достигает доходной цифры 18,4% ВВП. Простые расчеты показывают, что при достижении к концу текущего года темпа роста в 4% ВВП наш ВВП превысит 165 трлн рублей, а налоговые поступления превысят 30,4 трлн рублей при плановом значении 26,1 трлн рублей и расходах бюджета составляют 29 трлн руб. Это означает, что рост экономики теоретически позволит вывести бюджет в этом году в профицит.

Скажем, 4% — это слишком смелое заявление. Предположим, что экономика при сохранении сильного бюджетного импульса вырастет в этом году на 2%, в следующем только на 4% и в 2025 году на 5%. Тогда доходы бюджета за все три года составят 98,2 трлн руб. - против 95 трлн, которые бюджет получит за трехлетний период, если сократит расходы и тем самым снизит темпы роста до 1,5% в год. Кстати, по плану до 2025 года расходы федерального бюджета должны оставаться на уровне 29 трлн, а значит, с учетом инфляции они будут снижаться.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Старые промышленные центры страны, три десятилетия отстававшие от добывающих регионов, ощутили на себе огромный государственный спрос: Удмуртия, Свердловская, Курганская, Тульская области, Пермский край, Санкт-Петербург.