
Россия и Китай ввели в эксплуатацию стратегически важный железнодорожный мост через реку Амур, соединивший российский посёлок Нижнеленинское в Еврейской автономной области с китайским городом Тунцзян в провинции Хэйлунцзян. Это событие знаменует собой новый этап в развитии транспортного сообщения между двумя странами.
1. Технические особенности и потенциал моста
Длина нового трансграничного железнодорожного моста составляет 2,2 километра, а с учётом подъездных путей с российской стороны общая протяжённость объекта достигает примерно 7 километров. Конструкция является уникальной: это первый железнодорожный мост в Китай, способный поочерёдно пропускать составы с разной шириной колеи — российской (1520 мм) и китайской (1435 мм). Основными грузами, которые планируется перевозить по новому маршруту, станут железная руда, уголь, минеральные удобрения и лесоматериалы для экспорта в Китай.
2. Непростая история строительства
Реализация этого амбициозного проекта, задуманного ещё в начале 2000-х годов, столкнулась с рядом трудностей. Хотя межправительственное соглашение было подписано в 2008 году, строительство велось неравномерно. Китайская сторона завершила свою часть работ ещё в 2016 году, однако возведение 309-метрового участка с российской стороны значительно затянулось. Финансирование российской части моста более чем на 70% было обеспечено Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) совместно с китайскими партнёрами. Также в число инвесторов вошли ВЭБ.РФ и ОАО «РЖД».
3. Интервью с экспертом: логистические перспективы
Директор по грузовым перевозкам и логистике ООО «Центр экономики инфраструктуры» Игорь Смирнов в беседе с «Экспертом» поделился деталями проекта и его значением для российской экономики.
— Какова пропускная способность нового перехода?
— На начальном этапе пропускная способность железнодорожного перехода оценивается в 5,2 миллиона тонн грузов в год. Однако сам мост технически способен пропускать больше. Для увеличения объёмов до 20 миллионов тонн необходима реконструкция участка железной дороги Биробиджан — Ленинск, который является подъездным путём к мосту с российской стороны.
— Какие ещё погранпереходы, автомобильные и железнодорожные, есть у России с Китаем?
— Ключевым сухопутным переходом остаётся Забайкальск, через который проходит основной поток грузов. Также действуют переходы в Приморском крае (Гродеково, Махалино). Кроме того, в этом году был открыт автомобильный мостовой переход между Благовещенском и Хэйхэ, что значительно усилило автомобильное сообщение.
— Как увеличатся наши логистические возможности с запуском моста в Нижнеленинском?
— Главное преимущество нового моста — разгрузка перегруженных восточных участков Транссибирской магистрали и подходов к дальневосточным портам. После переориентации логистических потоков на восток эти артерии работают на пределе возможностей. Новый переход позволит оптимизировать маршруты и повысить общую эффективность грузоперевозок.
Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....
— Есть ли другие проекты новых погранпереходов в Китай?
— Рост объёмов перевозок в Азиатско-Тихоокеанский регион требует развития инфраструктуры. Поскольку модернизация БАМа и Транссиба — проекты крайне капиталоёмкие, строительство новых пограничных переходов может стать более эффективным решением. Один из перспективных проектов — продление железной дороги Курагино — Кызыл в Республике Тыва на территорию Монголии, что откроет новый, более короткий маршрут в определённые провинции Китая.
— Почему строительство моста заняло так много времени?
— Основными причинами стали длительные бюрократические процедуры и изменение рыночных условий. Изначально проект планировался как государственно-частное партнёрство, ориентированное на экспорт железной руды. Позже, в связи с оптимизацией затрат, он был переформатирован и стал реализовываться в рамках межправительственного соглашения, что также потребовало времени.
4. Инфраструктурные планы России до 2030 года
— Премьер-министр Михаил Мишустин представил комплексный план развития экспортно-импортной логистики до 2030 года с инвестициями свыше 4,5 трлн рублей. Что в него входит?
— Этот план логически продолжает Генеральный план развития инфраструктуры. Основное внимание сейчас сосредоточено на ускоренной реализации проектов на восточном направлении и в рамках коридора «Север — Юг». Развитие последнего может стать для России дополнительным окном в азиатские рынки.
Для достижения целевого показателя в 32,5 миллиона тонн грузов по коридору «Север — Юг» к 2030 году необходим комплексный подход: развитие железнодорожной инфраструктуры в Иране, модернизация пограничных пунктов пропуска, а также расширение портовых мощностей и флота в акватории Каспийского моря.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Россия и Китай открыли движение по железнодорожному мосту через Амур на участке Нижнеленинское (Еврейская АО) — Тунцзян (провинция Хэйлунцзян, КНР).