Будущее Еврейской автономной области: стратегия без перспектив

Вопрос о перспективах Еврейской автономной области (ЕАО) остаётся открытым, и анализ официальных документов не вселяет оптимизма. Разработанная в 2015 году «Стратегия социально-экономического развития до 2030 года», созданная при участии Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики, по сути, не предлагает реального пути к процветанию региона.

1. Три сценария, ведущих в тупик

Эксперты рассматривали три возможных пути: консервативный, форсированный и инновационный. Консервативный вариант, по сути, означал продолжение текущей деградации. Его избежание связывали с доступными кредитами и ростом денежной массы в стране. Однако, несмотря на меры Центробанка по снижению ставок, ожидаемого роста в ЕАО не произошло.

2. Сырьевая зависимость как основа развития

В качестве основного был выбран форсированный сценарий, опирающийся на крупные инвестиции в сырьевой сектор — сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых. Однако сельскохозяйственные регионы традиционно остаются дотационными и не могут стать локомотивом высоких доходов. Добывающая отрасль, ориентированная на экспорт (как, например, Кимкано-Сутарский ГОК), сталкивается с низкими мировыми ценами, при которых себестоимость продукции часто приближается к цене её реализации, что делает проекты малорентабельными.

3. Инновации как несбыточная мечта

Инновационный сценарий, предполагающий масштабную модернизацию и приток инвестиций, выглядит оторванным от реальности. За последние десятилетия промышленный потенциал области значительно сократился, и модернизировать практически нечего. Опыт прошлых лет показывает, что декларации о модернизации так и остаются словами, не подкреплёнными действиями.

4. Механизмы, которые не работают

Стратегия предлагает стандартный набор инструментов: организационные (круглые столы, мониторинги), нормативно-правовые (корректировка законов) и финансово-экономические (улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса). Эти меры носят вспомогательный характер и не решают ключевых проблем дальневосточного бизнеса — высоких издержек и сложностей со сбытом.

Конкретные финансовые стимулы, такие как субсидирование процентных ставок или снижение налогов, оказываются недостаточными. Например, субсидированная ставка по кредиту в России всё равно не становится ниже китайской, а снижение налога на имущество на 2% даёт лишь мизерную экономию. Эти меры не создают устойчивого конкурентного преимущества, которое позволило бы производить в ЕАО товары дешевле, чем в центральной России или Китае.

5. Вывод: стратегия без будущего

Таким образом, новая стратегия повторяет ошибки предыдущих программ. Она не предлагает действенных механизмов для преодоления системных проблем региона. Промышленность продолжает сокращаться, население уезжает, уровень жизни падает. Принятие такой стратегии, не дающей результата, ставит вопрос об ответственности лиц, принимавших это решение. Будущее Еврейской автономной области, если следовать этим планам, действительно остаётся под большим вопросом.