Как ЦБ умудряется тратить замороженные резервы ФНБ

Вот Минфин наконец-то отрапортовал, сколько израсходовано "ящик" Владимира Путина, который он немного отложил с 2004 года. Нет, видно, что фонд национального благосостояния был подделан и раньше - то ли во время кризиса в 2008, или во время инфраструктуры в 2012, или в помощь Роснефти и так далее. Однако 2022 год стал особенным, потому что только в декабре росчерком пера со счетов фонда было списано 2,4 трлн рублей на закрытие дефицита бюджета (а еще раньше, осенью, «всего» 570 млрд) - невообразимая сумма, которой, однако, не хватило, чтобы покрыть нехватку денег в казне в самом конце года (3,35 трлн руб).

Кроме того, необходимо было профинансировать и пострадавшие от санкций компании — РЖД, Аэрофлот, Росавтодор. На чиновничьем языке это называется инвестициями, хотя совершенно очевидно, что это банальное спасение связанных с государством предприятий от банкротства за счет государственной казны. На эти благие цели пришлось вывести из ФНБ еще 1,1 трлн руб. Итого минус чуть более 4 трлн ликвидных резервов «народного благосостояния». А на конец 2022 года там осталось всего 6,1 трлн, часть из которых Банк России начал постепенно продавать с 13 января 23 года.

Но тут есть важный нюанс. Как известно, в фонде национального благосостояния нет рублей, только валюта, потому что "Патриотизм" экономического блока правительства еще не достиг такого уровня, чтобы он мог держать триллионы в национальной валюте (что, в вообще, это мировая практика).

Обратите внимание: Также французский энергоконцерн объявил, что больше не будет учитывать резервы в отношении своей доли в российской компании.

И если в январе ЦБ вышел на внутренний рынок с юанями, которых в резервах аж 309 млрд (3,1 трлн руб.), то в декабре правительство использовало только фунты, иены и евро.

Тут у внимательного читателя может возникнуть вопрос - вроде бы золотовалютные резервы ЦБ в "недружественных" валютах заморожены, как он может их использовать? Ответ прост - ведомство Эльвиры Сахипзадовны только делает вид, что тратит недоступные средства на зарубежных счетах, переписывает цифры в документах и ​​печатает необходимое количество рублей для Минфина. Как заявил глава ЦБ на Петербургском форуме, использование ФНБ не сопровождается продажей иностранной валюты.

Таким образом можно использовать не менее 10 трлн любых «мыслимых» фунтов или долларов из абстрактных резервов Фонда национального благосостояния. И это ничем не отличается от обычной денежной эмиссии, основной проблемой которой является рост цен из-за ослабления рубля (в последний раз такая непродуманная фискальная политика в сочетании с другими факторами привела к 25-кратному рост цен в 1992 г).

Проще говоря, правительство покрывало дефицит бюджета в основном за счет печатания денег за счет «мнимой» продажи своих замороженных валютных активов на сумму около 3 трлн рублей. Остаток дефицита был компенсирован разовыми выплатами и дивидендами от «Газпрома», который в 2023 году уже не сможет выплачивать такие деньги в казну.

При этом маловероятно, что Минфин и ЦБ будут без особой надобности прибегать к «открытому» печатанию банкнот за пределами резервов ФНБ, потому что это может реально раздуть инфляцию и девальвировать рубль (что легко, учитывая падение цен на нефть). Другое дело, что «национальное богатство» оказалось совсем не резиновым: из ≈10 трлн рублей в 2022 году было потрачено около 4 трлн. И это с учетом рекордно высоких доходов от нефти и газа в первом полугодии, которых сейчас ожидать не приходится.

Если так будет продолжаться (а, судя по всему, так и будет), то "стручки" прослужат совсем недолго. Согласно новому бюджетному правилу, Фонд национального благосостояния также не будет пополняться при цене на нефть дешевле 70 долларов, что при потолке в 60 долларов и январских ценах на Urals в 37-40 долларов за баррель выглядит почти утопией.  

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Как ЦБ умудряется тратить замороженные резервы ФНБ.