Еще до революции в Российской империи существовал сбор вторичного сырья. Правда, это был удел исключительно частных лиц, а не государства. По улицам ездили старьевщики, которые даром брали тряпье, жестяную посуду, обувь и прочую утварь.
Но сбор вторсырья в промышленных масштабах стал развиваться только в Советском Союзе, и то практически сразу после революции. Правда это или нет, но говорят, что когда Ленин узнал, что народ предпочитает использовать бумагу на растопках, вождь приказал открыть пункты приема макулатуры. Здесь мы начнем небольшой экскурс в историю вторсырья в Советском Союзе.
Шесть марок за Агату Кристи
Массовый сбор макулатуры в Советском Союзе начался в начале 70-х годов, когда в чью-то умную голову в правительстве пришла идея доверить это дело пионерам. До этого в пунктах переработки бумагу принимали вместе с прочим ненужным мусором и платили всего одну крону за килограмм.
Но когда сбор ненужных газет доверили детям в ярко-красных галстуках, причем в этом деле была задействована даже пропаганда, процесс сдачи макулатуры получил новое дыхание. В то время каждый школьник знал, что 20 кг бумаги защитят от гибели дерево средних размеров. Поэтому два раза в год в школах формировались настоящие блокады из мячей и пакетов, перевязанных веревкой. В них лежали газеты, журналы, тетради и даже книги, которые пионеры собирали как у себя дома, так и путем торговли с соседями — кем угодно. И самое главное, не было никакого стимула. Просто обычное соревнование - чей класс наберет больше всего бумажек, тот и получит похвалу, диплом и, в редких случаях, билеты в кино.
В середине 1970-х властям удалось привлечь взрослых к процессу возврата макулатуры, после того как они объявили, что ненужную бумагу можно обменять на дефицитные книги. И нет, это был не просто обмен. За данную возвратную бумагу человеку давали только право купить искомый том. Сдал 5 кг - получай штамп. Их приклеивали к специальному купону с названием дефицитного издания. Как правило, шести штук было достаточно, чтобы купить книгу. Кроме того, они не всегда были настоящими шедеврами, как Агата Кристи. Иногда за сданную макулатуру советскому человеку давали право купить книги из серии ЖЗЛ (Жизнеописания знатных людей), которые, строго говоря, даже нельзя было отнести к художественной литературе. Но в условиях тотального дефицита люди этому радовались.
"Чтоб страна сильнее стала, нужно много ей металла"
В наше время это назвали бы флешмобом, а в советское время сбор металлолома был увлекательным занятием для школьников. В качестве макулатуры ее собирали два раза в год. В эти дни школьный двор превратился в огромную свалку ненужного металлического хлама. Чего только не было - сани, повозки, ржавые водопроводные трубы, кровати с висящими ракушечными сетками, чугунные батареи, тросы в оплетке, мотки проволоки, жестяные пластины...
Прием всего этого «добра» осуществлял трудовик или учитель физкультуры, который на глаз прикидывал вес принесенного металла и делал соответствующую запись в потрепанной тетрадке.
Обратите внимание: Россию никогда не смогут изолировать и победить, объясняем почему. и об этом уже говорят иностранцы.
Призов не было, главное соревновательный фактор.Но это для детей. А для директоров школ существовал план сдачи металлолома, и за его невыполнение легко было получить выговор и лишиться премии, так как к сбору металла в СССР относились очень серьезно. У некоторых предприятий тоже был такой план, но они предпочли найти внутренние резервы и не привлекали своих сотрудников к сдаче бытового лома.
Сдать ненужный мусор можно было самостоятельно, без всяких месячных планов и планов. В каждом крупном городе было по две специализированные организации — Вторчермет и Вторцветмет, в конторы которых поступал металл от населения. В то время килограмм стоил всего копейки: от 0,65 до 1,85 рубля за килограмм цветных металлов и от 4 до 10 копеек за килограмм черных.
Квартиры за бутылки
Но школьники перестали заниматься обеспечением стеклотарой. В этом не было необходимости, потому что в Советском Союзе существовала отлаженная система приема стекла.
С 60-х годов все молочные продукты в СССР стали продаваться в стеклянной таре. Широкогорлые бутылки не имели этикеток и различались только цветом крышек из фольги — белого для молока, зеленого для кефира, фиолетового для сливок и желтого для ряженки, варенца и ряженки. А еще были пивные бутылки (0,5 л) и бутылки из-под водки и вина (0,5 и 0,7 л).
Все эти блюда принимались в пунктах приема стеклотары, которые располагались при каждом крупном продовольственном магазине и стояли отдельно. Цены были очень привлекательными. Бутылка молока - 15 копеек (при стоимости пол-литра молока 30 копеек), пол-литра "чебурашки" - 12 копеек. Были цены и на баночки, но их люди (за исключением мелких майонезных) предпочитали не брать в аренду, а использовать для домашнего консервирования.
В пунктах приема всегда была небольшая очередь – бутылки сдавали все слои населения, от школьников до пенсионеров. А железнодорожники и работники стадиона, по слухам, на сданные ими бутылки покупали машины и кондоминиумы.
Тряпки и покрышки
Сдача ненужного тряпья в СССР была менее масштабной. Царские мусорщики, разъезжавшие по дворам с телегой, полной мусора, не исчезли, а только сменили вывески и стали называться конторами «Утильсырье» и «Главвторсырье".
Причем ненужные тряпки не только сдавали в куче, но и сортировали и назначали на них отдельные цены. Шерстяные тряпки стоят дороже, за ними следует льняное по стоимости и замыкает тройку лидеров хлопок. А ведь сдавали, особенно в деревнях, где кажется, что на каждую тряпку есть дело. Ан нет, машины Главвторсырья из разъездов по сельской местности поселка всегда возвращались доверху набитые ненужной одеждой.
Принимали также старые резиновые изделия, в первую очередь прохудившуюся резиновую обувь - резиновые сапоги и сапоги. В конце СССР брали и шины, несмотря на то, что личных автомобилей в стране было не так много. Парадокс - сейчас за то, чтобы принять на переработку изношенные покрышки у автолюбителя, часто берут еще и деньги (в лучшем случае примут бесплатно), а в советское время за это платили.
Леониду Брежневу прописывают фразу: «Экономика должна быть экономической». Сказал он это или нет, значения не имеет. А ведь действительно, благодаря такому продуманному сбору вторичного сырья в Советском Союзе ничего просто так не пропадало. Вполне возможно, что низкая цена на продукты питания была обусловлена не только плановой экономикой, но и таким бережным и экономным отношением к отходам.
А машин на дровах и шишках на дорогах раннего СССР существовало вовсе не из-за экономии топлива, а потому что его просто не хватало. И такие грузовики ездили аж до 70-х 👇:
Машины на опилках и шишках - неприметные работяги на дорогах Советского Союза
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Когда заходит разговор о раздельном сборе отходов, часто вспоминают опыт СССР.