В 19 веке философ Иван Киреевский говорил об особенностях восприятия русскими людьми экономики. Он происходил из дворянского рода, славянофил, и, видимо, любовь к России и русскому народу давала ему какие-то идеальные образы.
Киреевский считал, что русский ум отличается от европейского. Отсюда непонимание европейского хозяйственного уклада нашим народом. В чем разница? Философ утверждал, что западный человек имеет разорванное сознание, он ищет внешние средства для облегчения тяжести внутренних недостатков. Русские разные. Наш человек всегда старался избежать бремени внешних потребностей, поднявшись над внешними потребностями.
Конечно, Иван Васильевич говорил не столько о своих современниках, сколько об исконных русских людях нашего «великого прошлого», еще не подпавших под влияние западных ценностей. Русский человек не мог соответствовать своему ценному багажу, целостному взгляду на жизнь, своего рода науке о богатстве (экономическим теориям).
Обратите внимание: Исторический спад японской экономики.
Главная причина, говорит Киреевский, в том, что все западные экономические идеи оторваны от морали, а нечестно нажитое богатство есть прямой путь к гибели души.В сторону теории потребления и искусственного создания потребительского напряжения наш славянофил направил и упреки в чуждости русской ментальности. Он говорил, что глупо раздувать потребности человека так, чтобы он тратил на их удовлетворение все большую и большую часть своей жизни, превращая свое существование в нечто вроде бегущей на колесе белки.
На самом деле Киреевский видел главную цель экономических отношений в формулировании смысла жизни, который, безусловно, должен основываться на христианских началах, именно в духе православного учения. Только поставив высокие принципы на первое место, можно построить основанную на них экономику.
Итак, чтобы понять, насколько непопулярной может быть позиция славянофилов, следует отметить, что Киреевский, и не только он, выступал против отмены крепостного права. Звучит конечно возмутительно. Но для них было непонятно, куда пойдет крестьянин, получив свободу, как он сможет организовать себя, отношения с государственной машиной, когда роль свободного агрария в тогдашних общественных отношениях не указывалась. Экономика, основанная на западных принципах, не была готова к внезапному появлению миллионов людей, привыкших быть зависимыми от помещика, но вдруг оказавшихся свободными. Сам Киреевский не дожил до отмены крепостного права, он умер от холеры в 1856 году, он не смог оценить, что же произошло в конце.
Что славянофилы могли построить своими взглядами, если бы имели такую возможность, мы не знаем. На бумаге любую теорию можно красиво сформулировать.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Об особенностях восприятия русскими людьми экономики рассуждал в 19 веке философ Иван Киреевский.