Дела на глобальном долговом рынке идут все хуже, и это лишает Вашингтон возможности, как прежде, вольготно занимать по всему миру

Дела на мировом долговом рынке ухудшаются, и это лишает Вашингтон возможности, как и раньше, свободно занимать по всему миру. Ключевые держатели госдолга США заняты своими проблемами

Дела на глобальном долговом рынке идут все хуже, и это лишает Вашингтон возможности, как прежде, вольготно занимать по всему миру

Зловещий признак надвигающейся рецессии – или, по крайней мере, серьезных проблем в финансовом секторе – становится все более заметным на рынке государственного долга США. Речь идет об инверсии доходности — ситуации, когда доходность по краткосрочным облигациям выше, чем по долгосрочным. Если вспомнить, что чем большую доходность требуют инвесторы, тем больший риск они берут на себя, становится ясно: они ожидают, что в краткосрочной перспективе, примерно через год-два, рынок государственного долга США испытает некоторые потрясения. В начале марта 6-месячные казначейские облигации США были самыми доходными казначейскими облигациями США, торгуясь с доходностью 5,17%, что на 1 процентный пункт выше, чем у 5-летних, и на 1,24 процентных пункта выше, чем у 30-летних. Всего за один год, с февраля 2022 года, доходность шестимесячных казначейских облигаций США увеличилась более чем в четыре раза, а доходность одномесячных облигаций выросла с нуля до 4,65% (см рис. 1). Это уровни кризиса 2007 года, банкротства Lehman Brothers - но хотя бы тогда не было инверсии.

Еще одним индикатором, свидетельствующим о сильном нервном напряжении среди держателей гособлигаций США, является так называемый Credit Default Swap (CDS), страховка от дефолта. Да, обычно, когда начинаются дебаты о годовом потолке долга, CDS немного поднимается, но с начала этого года он упорно остается на уровне кризиса 2008 года (см рис. 2).

1. Весна тревоги

Проблемы Америки сплелись в такой клубок, что решить их кажется невозможным.

Во-первых, инфляция требует дальнейшего повышения процентной ставки ФРС – теперь все ждут, что регулятор в марте повысит ее еще на 0,5 п.п с нынешних 4,75%, и этого тоже может оказаться недостаточно. Bank of America в отчете, опубликованном на прошлой неделе, прогнозирует пик ставки ФРС на отметке 6%. Некоторые ожидают 6,5% и даже 8% — например, старший аналитик Macro Hive Доминик Двор-Фреко, бывший исследователь Федерального резервного банка Нью-Йорка. Она просто вспомнила старое «правило Тейлора»: при увеличении инфляции на 1 процентный пункт номинальная процентная ставка должна увеличиться более чем на 1 процентный пункт, а сейчас инфляция в США составляет 6,4%. Повышение процентной ставки в любом случае окажет давление на весь долговой рынок, как корпоративных, так и государственных облигаций, и подтолкнет процентные ставки вверх, а цены вниз соответственно. Это настоящий кошмар как для держателей облигаций, так и для заемщиков, в том числе для правительства США — обслуживание долга для него быстро становится дороже. В последнем квартале 2022 года правительство США потратило 213 миллиардов долларов на выплату процентов по своему долгу, что на 30 миллиардов долларов больше, чем в предыдущем квартале, и на 63 миллиарда долларов больше, чем годом ранее. И это только начало: постепенно старый долг под 0% будет сменяться все новыми и новыми под 4, а то и 5%.

Во-вторых, США уже не могут жить на широкую ногу, как раньше: они снова уперлись в потолок государственного долга, и теперь республиканцы и демократы ведут ожесточенные переговоры друг с другом, чтобы поднять этот потолок. Пока министерство финансов США применяет «чрезвычайные меры» во избежание дефолтов, а «день Х» уже совсем далеко — он наступит «где-то между июлем и сентябрем 2023 года», цитируют американские СМИ министерство финансов. Fitch полагает, что катастрофы не будет: лимит суверенного долга США будет снова повышен или приостановлен во избежание дефолта. «Если мы переоценим этот риск до даты X и почувствуем, что политическое балансирование на грани войны увеличило вероятность дефолта по процентной ставке, суверенный рейтинг США, вероятно, будет помещен в список «негативный» в списке Rating Watch «Негативный», — предупреждает Fitch, также констатируя очевидное: дефолт вероятно, приведет к значительной волатильности рынка и потенциальному оттоку средств из фондов денежного рынка, которые держат краткосрочные казначейские обязательства США, а также к «операционным проблемам», поскольку триллионы казначейских облигаций США, которые служат основой для операций обратного выкупа и другого обеспечения, будут выписаны выключенный.

Получается, что в наступающем году, поскольку ФРС продолжает повышать процентные ставки, и особенно в течение следующих четырех-пяти месяцев, если законодатели задержат повышение потолка госдолга, рынок государственного долга США будет особенно уязвим. И в то же время правительству некому доверять - ни внутри страны, ни за ее пределами нет достаточного количества людей, готовых кредитовать Казначейство США.

2. Некому помочь

Государственный долг США сейчас составляет 31,46 триллиона долларов. Традиционно три четверти долга приходится на внутренних инвесторов США, а четверть — на иностранных, в том числе в золотовалютных резервах других стран. Потому что как может быть в мире что-то столь же надежное и в то же время ликвидное, как госдолг США? Но теперь все меньше и меньше желающих купить новый госдолг или даже старый (пока действует кэп и новый выдать нельзя). Что же касается отечественных игроков, то они, очевидно, будут ждать хоть какой-то ясности: либо станет ясно, что ФРС достигла пика, либо будет решен вопрос с потолком госдолга. До тех пор глупо покупать ценные бумаги, стоимость которых, очевидно, продолжит падать.

Но иностранные владельцы все меньше и меньше интересуются казначейскими облигациями США. За последний год их объем на зарубежных счетах постепенно снижался с 26% до 23% государственного долга (см рис. 3). Почему это происходит?

Крупнейшими держателями государственного долга США являются Япония и Китай, на долю которых приходится почти 2 трлн долларов из 7,3 трлн долларов, которыми в настоящее время владеют нерезиденты (см рис. 4). А в последний год они планомерно сокращали вложения в государственные ценные бумаги США: Япония выбросила ценные бумаги на 124 миллиарда, Китай — на 170 миллиардов долларов. Причины разные. У японцев из-за денежного ажиотажа (в стране до сих пор идет количественное смягчение и печатание денег), естественно, иена падает, и они пытаются ее поддержать за счет резервов. Но позиция Китая гораздо интереснее. Десять лет назад он владел $1,3 трлн государственного долга США — и с тех пор постепенно продает эти ценные бумаги, предпочитая заменять их золотом (на конец ноября золотой запас Народного банка Китая составлял 1980 тонн), или 3,4% от общих запасов).

Обратите внимание: Кстати о митингах на фондовом рынке Стив Селенгут,.

На протяжении многих лет как западные, так и российские эксперты периодически задаются вопросом: что будет с госдолгом США, если Китай решит единовременно продать пусть не все гособлигации США из своих резервов, но хотя бы «небольшой» пакет стоимостью $100 или даже 50 миллиардов долларов? Обычно аргументация сводилась к тому, что Пекин не хотел на это соглашаться. Паника на мировых финансовых рынках неизбежно обесценит собственные ЗВР, плюс ослабит доллар, а Китаю это невыгодно - ведь как экспортоориентированной стране с основными рынками сбыта в США и Европе выгодно держать юаней на низком уровне. «Пока экономика Китая остается ориентированной на экспорт и имеет огромное положительное сальдо в торговле с США, она будет продолжать накапливать доллары США и долги США. Китайские кредиты США через покупку американского долга позволяют США покупать китайские товары. Это беспроигрышная ситуация для обеих стран, от которой выигрывают обе стороны», — говорится в статье в Investopedia.

Но сейчас отношения между Китаем и США накалились до такой степени, что финансовый мир начинает сомневаться в ранее незыблемых истинах. В начале года экономисты ФРС Кэрол Берто и Рут Джадсон специально подсчитали истинный размер продаж US Treasuries из Китая — если учесть переоценку (и обесценившиеся облигации весь прошлый год), получается, что они составили всего 59 миллиардов долларов, наслаждайтесь ФРС. Кроме того, в прошлом году вложения Китая в казначейские облигации США выросли на 50,9 млрд долларов, увеличившись на 85,9 млрд долларов после падения, что значительно больше, чем падение казначейских облигаций. Речь идет о ценных бумагах ипотечных агентств, таких как Freddie Mac, их рынок меньше и менее ликвиден, чем рынок US Treasuries как таковой. Вполне возможно, что Китай ищет более высокую доходность, так как эти изменения китайского золотого запаса интерпретируются на Западе. Но это вовсе не означает, что Китай продолжит постепенно сокращать гособлигации США на своем балансе. Да, такой крупной экономике не из чего выбирать: рынок государственного долга США самый просторный. Но сейчас активных покупок от восточного гиганта ждать точно не стоит.

Кто инвестировал в долг США в прошлом году? Лояльные вассалы — Великобритания и Германия. Но поддержки от них тоже не будет: их собственные облигации падают так же быстро, как и американские (см рис. 5), Британия догоняет падающий фунт, Германии грозит огромный рост бюджетных расходов. Сейчас не время для американской поддержки. Немного увеличились холдинги в Бельгии, Люксембурге и Кайманах — традиционных офшорах, куда китайские бизнесмены, как считается, выводят свои капиталы. Увеличился объем казначейских облигаций США в золотых резервах Индии. И вообще все. Ждать помощи от других стран также не имеет смысла: развивающиеся страны в большинстве своем испытывают примерно те же проблемы, что и «более развитые»: пытаются не допустить девальвации своих валют и справиться с бюджетными расходами. Для этого они должны продать резервы. А те страны, которые еще могут себе позволить наращивать резервы, отдают предпочтение золоту - например, больше всего металла закупила Турция в 2022 году. И вообще прошлый год стал рекордным по объему закупок этого металла мировыми центробанками . В такой ситуации может хватить любого крупного пакета, который кто-то должен быстро продать, чтобы начался обвал на рынке казначейских облигаций США. Китаю даже не нужно ничего делать специально. Кто знает, может, Япония, или Великобритания, или офшорный игрок завтра будут вынуждены выбросить на рынок заметное количество US Treasuries, которые покупать будет некому. Или начнется очередной кризис недвижимости в США — он уже почти начался — и облигации Freddie Mac мгновенно ослабнут. В общем, у ФРС останется только один выход — перестать сокращать баланс и снова начать все скупать. Это запустит инфляционную машину на новый уровень.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Дела на глобальном долговом рынке идут все хуже, и это лишает Вашингтон возможности, как прежде, вольготно занимать по всему миру.