Новый министр транспорта и вызовы российской авиации: от лоукостеров до наследия СССР

Виталий Савельев, ранее возглавлявший «Аэрофлот», назначен на пост министра транспорта России. Его профессиональный путь начался с инженерного образования, а затем был дополнен степенью MBA и стажировками за рубежом. С 2009 года он руководил национальным авиаперевозчиком, под чьим руководством была принята амбициозная стратегия, делающая ставку на лоукостер «Победа» и цель в 130 миллионов пассажиров к 2028 году.

1. Отраслевые вызовы и приоритеты

Назначение специалиста из авиасферы может указывать на новый приоритет для этой отрасли. Однако перед ней стоит целый комплекс давних проблем: последствия пандемийного кризиса для перевозчиков, оптимизация лётных училищ, сокращение аэропортов в регионах, сложности с отечественными самолётами вроде «Суперджета». Ко всему этому добавляются задачи по развитию железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.

О перспективах работы нового министра и ситуации в авиации мы поговорили с Олегом Смирновым, бывшим заместителем министра гражданской авиации СССР и заслуженным пилотом.

2. Опыт «Аэрофлота» и позиции на рынке

— Говорят, что глава «Аэрофлота» оказался самым успешным менеджером на фоне пандемии коронавируса. Что можете сказать о стратегии этой компании?

— Если говорить о предыдущей проблеме, то «Аэрофлот» никогда не занимался местными перевозками. Региональные маршруты не были для него приоритетом, так что опыта здесь нет. Насколько хорошо «Аэрофлот» выглядит на фоне пандемии? Он занимает лишь третье место по эффективности. Лидер — авиакомпания S7 («Сибирь»), которая демонстрирует лучшую выживаемость, грамотно управляет парком и бережёт кадры. По динамике перевозок впереди также «Уральские авиалинии». Создание лоукостера «Победа» — это, безусловно, правильный шаг, но такая задача должна быть государственной, а не отдельной компании.

Для сравнения: в США — лидере авиаперевозок — около 50% пассажиров летают лоукостерами. Европа и Китай активно приближаются к этим показателям. В России же такая авиакомпания появилась лишь в третий раз, и пока рано говорить об успехе. Мы сильно отстаём в этом сегменте, и одного понимания его необходимости недостаточно.

3. Амбиции и реальность

— А что касается амбициозного плана к 2028 году увеличить число пассажиров до 130 млн?

— В прошлом году Китай перевёз 600 миллионов пассажиров, США — более 800 миллионов. Президент Обама когда-то ставил цель — миллиард пассажиров к 2025 году. Такие масштабы означали бы экономический бум и рост промышленности. Достичь подобного силами одной авиакомпании невозможно — нужна комплексная государственная стратегия.

4. Кризис и будущее авиации

— Гражданская авиация по всему миру, включая Россию, понесла колоссальные убытки. Объёмы перевозок падали до 90%, компании накопили огромные долги. Государство оказывает поддержку, в том числе «Аэрофлоту», но вопрос в том, как будет выстроена дальнейшая политика. Важно понимать: пандемия пройдёт, но Россия с её огромной территорией не сможет существовать без развитой авиации.

— То есть упор делать на внутренние перевозки?

— Именно. Для этого необходимо возрождать местные авиалинии. Раньше в стране было около 1,4 тысячи аэропортов, сейчас — чуть более 200. Посмотрите на Китай: за 30 лет мы построили два новых аэропорта (в Ростове и Саратове), а они ежегодно сдают десятки аэропортов уровня Шереметьево или Домодедово.

— Зато мы успешно занимаемся переименованием старых — в «Демидова», «Николая II» и так далее...

— На это ума много не надо... А с техникой в какую яму мы влезли? В 1990 году у Министерства гражданской авиации было 15 тысяч летательных аппаратов, и все — отечественные. Мы обслуживали все маршруты — от местных до трансконтинентальных. Обидно слышать, будто в советское время мы выпускали только «калоши», которые покупали лишь африканцы (отсылка к высказыванию 2012 года).

Дай бог, чтобы наши министры такие «калоши» начали бы выпускать. Мы первые вышли в космос — на «калоше», видимо, потом мы первые на «калоше» отправили человека на орбиту, потом мы на «калоше» первые в мире полетели на сверхзвуковом самолете Ту-144, только после нашей «калоши» полетел «Конкорд». Наши «калоши» облетали Луну. На кухне стояли наши холодильники, показывали наши телевизоры, радиоприемники — все были наши «калоши».

5. Проблема малой авиации и наследие

Сейчас мы даже не можем найти замену самолёту Ан-2, ресурс которого вырабатывается. Без него малая авиация окажется парализована. Как реализовать конституционное право на свободное передвижение по стране? На чём летать — на оленях или собачьих упряжках? Китайцы, у которых не было подобного опыта, взяли Ан-2, модернизировали его, установили новый двигатель, и теперь мы сами стоим в очереди за этим самолётом. Его уникальность — в способности садиться на лыжи, колёса и даже поплавки. Это универсальная машина, которой нужна лишь квалификация пилота. Но даже эта, казалось бы, частная проблема до сих пор не решена.

Оставляйте комментарии и подписывайтесь на наш канал!