Автопром Китая, ранее изучавший конкуренцию со стороны мировых автогигантов, теперь готов преподать урок немецким, американским, корейским и японским производителям, вытеснив их как на внутреннем, так и на международном рынках
На автосалоне в Шанхае было представлено около 1500 автомобилей. На снимке: премьера модели электрического универсала Nio ET5, у которой два электродвигателя по 490 л.с., а запас хода составляет внушительную 1000 км«Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто школ» — таков был знаменитый лозунг Мао Цзэдуна, в рамках которого в конце 1950-х годов проводилась кампания по усилению гласности и критики. Сегодня эта красивая привлекательность применима к автомобильной промышленности Китая, где многие производители набирают силу и конкурируют друг с другом. Свои последние достижения они представили на 20-й юбилейной SIAE (Шанхайской международной автомобильной выставке) в Шанхае, где поразили свежим взглядом на современный автомобильный дизайн и технологии. Китайцы убедительно продемонстрировали, что их продукция уже не второстепенна по сравнению с моделями мировых лидеров и что местный автопром может конкурировать в мировом масштабе.
1. Расправить плечи после пандемии
Всего на SIAE 2023 было привезено около 1500 автомобилей, из них около сотни — в статусе мировой премьеры. В этом году шанхайская выставка привлекла к себе особое внимание: из-за ограничений, связанных с пандемией, крупные мероприятия в Китае долгое время не проводились вообще или проводились в ограниченном онлайн-режиме. И вот, после вынужденного перерыва, автомобильные компании, работающие на китайском рынке, наконец-то получили возможность представить публике свои новинки.
Внутренний автомобильный рынок Китая продолжает расти. За последние полтора десятилетия объем увеличился более чем в три раза; в 2009 году продажи новых автомобилей здесь превзошли продажи в США, и с тех пор китайский авторынок уверенно держит первое место в мире. Однако пандемия серьезно повлияла на спрос: в 2020 году продажи автомобилей в Китае упали на 17%. Но сейчас рынок снова набирает обороты. За последние два года он более чем отыграл ошибку, достигнув к концу 2022 года 26,9 млн единиц — на 47% больше, чем в 2020-м.
Причем в противостоянии иностранных и местных компаний уверенно побеждают последние. Если в 2015 году китайским брендам принадлежало около 20% рынка, то в 2022 году, по данным Ассоциации китайских автопроизводителей (CAAM), их доля достигла 49%. Весной этого года произошло знаменательное событие: местный BYD вырвался на первое место по продажам на внутреннем рынке, обогнав ранее безоговорочного лидера, немецкий Volkswagen. В марте BYD удалось продать 181,8 тысячи автомобилей, а Volkswagen — 176 тысяч. Ниже в рейтинге самых покупаемых автомобилей в Китае находятся японские Toyota и Honda и американские Tesla; за ними следуют китайские бренды Changan, GAC, Geely, Wuling. Немецкий BMW замыкает первую десятку (см рис. 2). Набирают популярность и другие локальные бренды: Haval, Hongqi, Chery, Dongfeng, Roewe, Link, Jetour, Nio, Zeekr, XPeng, Tank, FAW и др. в целом, по данным CAAM, китайский авторынок сейчас не консолидирован, официально присутствует 92 марки.
2. Места на заднем сиденье
На SIAE 2023 стало ясно, что китайским компаниям удается перехватить инициативу. «Иномаркам в Шанхае автопроизводителям пришлось отойти на второй план» — с такими заголовками на Западе выходили статьи о автосалоне. Немецкие, американские, японские бренды старались привлечь внимание посетителей к своим новинкам. Значимым событием стала, например, презентация нового электромобиля Volkswagen ID.7 с запасом хода до 700 километров, а Mercedes-Benz представил полностью электрический Maybach. Но все же стенды большинства лидеров мирового автомобилестроения выглядели сдержанно, почти скучно. А вот китайские компании «засветились».
В первую очередь впечатление произвел внешний вид их машин. Помню, в 2015 году на автосалоне в Шанхае было сложно избавиться от ощущения второстепенных моделей из Китая, подражания чужому стилю. Сейчас китайцы создали очень удачную оригинальную конструкцию, которую нельзя назвать копией.
Это объясняется тем, что в последние годы китайским компаниям удалось привлечь многих известных западных специалистов. Например, Фил Симмонс, имеющий десятилетний опыт работы в Jaguar Land Rover, теперь является главным дизайнером Great Wall Motor. Кевин Райс, родом из Mazda, теперь отвечает за внешний вид автомобилей Exeed. Стефан Зиллаф, ранее работавший в студиях Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen и Bentley, решает, как должны выглядеть автомобили Geely Auto Group. Бывший главный дизайнер Rolls-Royce Джайлс Тейлор придумывает внешний вид моделей Hongqi. Наблюдатели говорят о парадоксе: автомобильная промышленность Китая, по-видимому, регулируемая государством, становится свободной зоной для западных дизайнеров, которые вынуждены следовать правилам корпоративного бренда в своей стране. В Китае их ум ничем не ограничен, к тому же они платят солидные гонорары.
Результат этого сотрудничества можно было увидеть на выставочных стендах. Возьмем, к примеру, новый бренд iCar, где материнская компания Chery намерена выпускать модные эксцентричные автомобили. Спорткар iCar GT с низкой посадкой, открывающимися дверями и эффектной Т-образной передней оптикой собирал вокруг себя целую толпу любопытных. А самые положительные отзывы посетителей получили новый стильный электрический седан Xpeng P7i и купеобразный кроссовер G6 с интересной покатой крышей — китайский бренд Xpeng был основан в 2014 году топ-менеджерами IT-компаний Alibaba и Xiaomi в сотрудничестве с людьми из GAC - концерн.
Однако китайские модели были хороши не только внешне. Технические решения местных производителей также продемонстрировали свою зрелость. Так в премиальном электромобиле Nio ES6, построенном на новой платформе, особое внимание было обращено на оригинальную пневматическую подвеску с адаптивными амортизаторами и систему автономного вождения, учитывающую показания более 30 датчиков, включая лидар, способный отслеживать транспортная ситуация в радиусе 500 метров.
3. Электрическое напряжение
Наиболее острая конкуренция развернулась вокруг автомобилей с батарейным питанием. Многие страны в последнее время делают громкие заявления о курсе на электромобильность, но первое место здесь уверенно занял Китай. В целом, по данным исследовательской компании Canalys, мировые продажи электромобилей вырастут на 55% в 2022 году до 10,1 млн единиц. Из этого объема 59% пришлось на Китай, где в прошлом году было произведено и продано 5,9 млн электромобилей.
Китай постепенно наращивает продажи электромобилей на внутреннем рынке, предоставляя потребителям выгодные предложения. Например, накануне открытия SIAE 2023 в стране начались официальные продажи нового электрического хэтчбека BYD Seagull, который предлагается в автосалонах по цене около 11 тысяч долларов, в то время как, например, популярный bZ4X электромобиль японской марки Toyota сейчас стоит более 25 тысяч. В течение следующего десятилетия электрические кроссоверы с запасом хода от 400 километров будут массово производиться в Китае по розничной цене $7500. Для сравнения: главный хит марки Tesla — электрическая Model Y — теперь имеет запас хода 545 километров, но цена около 40 тысяч долларов», — комментирует ситуацию авторитетное международное издание Automotive News.
Китайские автопроизводители намерены насытить рынок электромобилями по очень привлекательной цене.
Обратите внимание: Темпы роста российской экономики выше мировых? Это фантастика.
Особенно за счет создания новых малолитражных городских электромашин. Например, Changan выкатил малышку Lumin с электромотором мощностью 41 лошадиную силу и запасом хода 301 километр; розничная цена такого «малыша» обещается на уровне всего $7000. Geely также внесла свой вклад в развитие этого направления, представив суббренд компактных электромобилей Geome с широкой цветовой гаммой и жизнерадостным интерьером. Стенд FAW произвел большое впечатление, представив новые компактные электромобили со стильной отделкой, напоминающей большие склепанные алюминиевые листы или кабриолет ярко-фиолетового цвета. Планируемая розничная цена этих новинок также не превышает $10 000.На SIAE 2023 было много электроспорткаров, кроссоверов, седанов. Так, бренд Exeed завоевал аплодисменты, продемонстрировав роскошный пятиметровый электроседан Sterra ES, отличающийся не только респектабельным внешним видом, но и впечатляющей динамикой разгона за три секунды до 100 километров в час и солидным запасом хода в 700 километров.
4. Выход на международный уровень
По мере увеличения объемов производства растут и амбиции китайской автомобильной промышленности на международные рынки. Долгое время экспорт автомобилей из Китая не превышал 0,5 млн единиц в год. Однако за последние четыре года он резко увеличился: в прошлом году поставки китайских автомобилей за границу превысили 3,1 млн единиц. Китай занимает второе место в мировом экспорте автомобилей, опережая Германию, США, Южную Корею и уступая только Японии. Пока западные страны под предлогом необходимых сертификаций умело защищают свои внутренние рынки от наплыва автомобилей из Поднебесной, но в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока охотно закупают их. В последнее время увеличились и поставки китайских автомобилей в Россию: в этом году их доля составила около 45% всего авторынка.
Учитывая риск введения вторичных западных санкций, не все автомобильные компании Китая стремятся присоединиться к нам. Однако есть и те, кто публично называет российский рынок стратегически важным. Например, об этом говорили в Шанхае представители бренда Omoda (входит в состав компании Chery Group). На выставке показали новый электромобиль Omoda C5 EV, поставки которого в Россию начнутся в ближайшие месяцы. Также планируется экспортировать новый седан Omoda S5 и «горячую» версию этой модели — Omoda S5 GT. Ожидается, что в долгосрочной перспективе ассортимент бренда расширится за счет компактного кроссовера C3 и большого флагманского кроссовера C7.
Помимо Omoda, Chery International Corporation планирует начать продажи в России еще одного бренда — Jaecoo. На выставке SIAE 2023 можно было увидеть модели кроссоверов Jaecoo 7 и 9, которые поступят к нашим дилерам в этом году. В будущем в гамме появится и компактный кроссовер Jaecoo 5. На специальной конференции президент Chery International Чжан Гуйбин заявил, что развитие брендов Omoda и Jaecoo, в том числе для российского рынка, знаменует собой важный тренд современной мировой индустрии, связанный с индивидуализацией и персонификацией модели ряда ведущих компании. Omoda и Jaecoo с их привлекательным дизайном ориентированы на активных потребителей, которые хотят, чтобы их заметили. По словам Чжан Гуйбина, к 2030 году компания планирует достичь объема продаж 1,4 млн единиц только брендов Omoda и Jaecoo.
Стенды большинства лидеров мирового автомобилестроения на автосалоне в Шанхае выглядели сдержанно, если не сказать скучно и даже архаично. В джунглях не было огня, а скромно горел камин в гостиной. А вот китайские компании действительно, как говорится, засветились
Что касается других новинок, то стоит обратить внимание на большой кроссовер Chery Tiggo 9, который вскоре ожидается на российском рынке. Exeed представила новое семейство Exlantix в Шанхае и официально объявила, что электрический внедорожник Exlantix E0Y длиной примерно пять метров и шириной почти два метра с комбинированной мощностью двух электродвигателей мощностью 480 лошадиных сил прибудет в наши выставочные залы в следующем году. На стенде Haval можно было увидеть модель Dargo второго поколения, которая, вероятно, в будущем появится и в России. FAW, со своей стороны, представил обновленный флагманский кроссовер Bestune T99, который был официально представлен в России накануне открытия выставки. «Внедорожный» бренд Tank (принадлежит группе Great Wall) продемонстрировал в Шанхае новую модель с индексом 400, у которой также большое будущее на нашем рынке. «Качество автомобилей из Китая растет, в последнее время у нас практически нет нареканий по надежности их конструкции», — рассказал «Эксперту» в кулуарах выставки представитель российского автодилера. — Китайцы выбрали стратегию доведения ключевых технологий до совершенства, и теперь их комплектующие даже надежнее, чем детали европейских брендов. Ни для кого не секрет, что многие крупные западные автомобильные компании давно пытаются заработать на послепродажном обслуживании автомобилей, сознательно допуская ранний износ ключевых узлов. Китайские производители такого подхода не практикуют — они стремятся сделать свои автомобили максимально надежными, чтобы улучшить свою репутацию среди потребителей».
Москва - Шанхай
Президент Chery International Чжан Гуйбин встретился с представителями российской прессы и, в том числе, ответил на вопросы «Эксперта».
— Насколько важен российский рынок для Chery?
- Это один из важнейших для нас рынков. Chery — единственная китайская автомобильная компания, которая ни разу не покидала Россию с момента начала своей деятельности в 2005 году. За это время в вашей стране уже было несколько экономических кризисов, но в нашем штабе вопрос ухода с рынка, пережидания трудных времен а затем возвращение никогда не было принято. На внутренних встречах Chery International я неоднократно говорил коллегам, что Россия занимает особое положение в структуре Chery International, мы должны поддерживать инновации и расти высокими темпами.
— Какие новости с Шанхайского автосалона важны для российского рынка? Хотим ли мы гибриды и электромобили?
— Да, мы планируем усилить присутствие бренда Chery на российском рынке серией автомобилей с гибридными силовыми установками. Наша цель — произвести революцию в автомобильной промышленности, сделать экологичный образ жизни в сочетании с использованием современных технологий трендом. На Шанхайском автосалоне мы представили гибридную платформу третьего поколения, которая станет нашим новым технологическим направлением в ближайшие годы. Постепенный переход с бензина на альтернативные источники энергии является частью глобальной стратегии автомобильной промышленности, и мы рады быть одними из первых на этом пути. В следующем месяце мы объявим о старте продаж семиместного гибрида Tiggo 8 Pro e+. Мы также хотим представить Tiggo 7 Pro с гибридной силовой установкой до конца года. В планах гибридный седан Arrizo 8. На автосалоне в Шанхае мы показали Arrizo Star, новый флагман среди седанов в нашей линейке, будем представлять в России. Важен для рынка и модельный ряд брендов Omoda и Jaecoo, который мы планируем расширять.
— Мы знаем, что вы стремитесь к локализации в России. Какой вариант вы предпочитаете - партнерство или владение объектом? Не помешает ли вашим планам риск вторичных западных санкций?
- Это хороший вопрос. Мы никогда не переставали думать о локализации, этот проект тесно связан со стратегическим развитием Chery в России. Chery International продолжает изучать возможности и предложения производственных площадок для выбора наилучшего решения. Мы рассматриваем разные варианты: собственный завод Chery, завод на партнерских началах... Что касается санкций, то мы учитываем этот риск, но в то же время открыты для сотрудничества.
Больше интересных статей здесь: Экономика.