Резко сократился параллельный импорт (с 1300 до 300 наименований) — российские компании сами производят товары взамен ушедших с рынка. Об этом сообщил вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров на расширенном заседании коллегии министерства.
На отчетном мероприятии прозвучали предложения ввести бренд «Сделано в России» и еще больше ужесточить «регуляторную гильотину». Причем министр неожиданно для многих сделал акцент не на уже развивающейся тяжелой или высокотехнологичной промышленности, а на необходимости увеличения производства отечественной одежды и обуви.
Расширенная доска, посвященная отчету за 2022 год и уточнению планов на 2023 год, открылась видеообращением премьер-министра Михаила Мишустина, в котором премьер-министр напомнил о сложностях, возникших в российской промышленности в начале прошлого года. - после практически единовременного введения множества жестких западных санкций.
«Мы приняли меры по оперативной адаптации отраслей к новым экономическим условиям, чтобы нивелировать риск остановки и сокращения объемов производства, сохранить рабочие места и трудовые коллективы. Большинству наших компаний понадобилось два-три месяца, чтобы стабилизировать ситуацию, и с июня прошлого года перерабатывающий комплекс показывает непрерывный восстановительный рост, - сказал Премьер-министр.
Мишустин поблагодарил министерства, руководителей регионов и промышленников за эффективное реагирование на вызовы и дал ориентиры на ближайшее время.
«Сейчас перед нами стоит задача достижения независимости от иностранных решений», — сказал он. — И важно сделать все необходимое, чтобы к концу года увеличить долю производственного сектора в ВВП страны. Предварительные результаты за первые четыре месяца показывают, что эта цель достижима.»
1. Устойчивость обеспечили заранее
В своем докладе Денис Мантуров уточнил, что за прошлый год уровень промпроизводства упал на 1%, а в 2022 году он должен вырасти на 1%, но не по сравнению с прошлым, а относительно благополучным годом позапрошлого.
По словам министра, стабильность, которую отрасль продемонстрировала в прошлом году, начала закладываться 15 лет назад. Во время кризиса в 2008 году производство упало на 15%, но именно тогда было принято решение организовать структуру для тесного взаимодействия Минпромторга, регионов и бизнеса.
«Мы настаивали, чтобы губернаторы согласовывали с федеральным министерством назначения на должности руководителей промышленного сектора в правительствах регионов. Не всем это нравилось, многие говорили, что это антиконституционное давление на глав регионов», — вспоминает Мантуров, работавший в том же году заместителем министра: «Но время доказало нашу правоту.»
В результате в непростом 2014 году производство упало всего на три процента, а 2022 год, несмотря на беспрецедентное давление и мрачные прогнозы, завершился минимальным падением производственных мощностей, несмотря на то, что состояние, подчеркнул министр, не изменилось его рыночные подходы к экономике.
Он не акцентировал внимание в докладе на беспрецедентном росте ОПК и ситуации в других отраслях стратегического характера, а подробно остановился на отраслях потребительского спроса.
2. Ниши следует занимать. И надолго
«В секторах потребительского спроса нужно действовать осторожно, чтобы не исказить конкуренцию и не лишить покупателя возможности выбора», — подчеркнул Мантуров. «Чтобы максимально удовлетворить потребности наших граждан, мы начали использовать параллельный импорт и привлекать технологических партнеров из дружественных стран, создавая при этом условия для усиления российских производителей во всех рыночных нишах.»
Это также относится к фармацевтике, легкой промышленности, индустрии социальных товаров, бытовой электронике и автомобильной промышленности. Несмотря на отраслевые различия, всем нужно одно и то же: Предприятие должно быть обеспечено сырьем, материалами, комплектующими и оборудованием. Для каждого этапа создания продукта предусмотрены механизмы государственной поддержки, но очень важна активная позиция региональных властей, являющихся проводниками интересов местных предприятий.
«Также настоятельно прошу региональных министров подключиться к развитию малого бизнеса, который может стать поставщиком для более крупных компаний», — сказал замминистра.
По словам Мантурова, наша торговая сфера успешно справилась с задачами прошлого года, быстро насытив магазины отечественными продуктами питания. Это было сделано без вмешательства правительства (хотя в таких случаях это возможно), благодаря тому, что внутренняя торговля создала разветвленную инфраструктуру распределения товаров мирового класса. Торговые сети уже давно ориентированы на поиск новых поставщиков и партнеров, в том числе становятся инвесторами новых отечественных производств.
«Уход иностранных брендов высвободил спрос на такие товары, как одежда, обувь, косметика и парфюмерия», — сказал министр. В этих товарных категориях возможности российских компаний используются не полностью, и эти резервы необходимо использовать для занятия пустующих ниш.
«И розничная торговля должна стать здесь партнером и способствовать развитию российских компаний. Таким образом, мы будем расширять участие в торговле для достижения технологического суверенитета, уверен министр.
Не приводя много конкретных примеров того, как отечественные товары заменили умершие западные товары (в том числе созданные новыми мелкими предприятиями при поддержке государства или торговых сетей), Мантуров привел такую масштабную иллюстрацию:
«В прошлом году для насыщения рынка мы сформировали механизмы параллельного импорта.
Обратите внимание: Разбор котрольной по экономике предприятия.
Изначально перечень товаров для него насчитывал более 1300 позиций. Но по мере насыщения рынка рядом конкурирующих отечественных товаров мы постепенно стали сокращать перечень и выбор товаров, которые компенсировались отечественным производителем и нравились потребителю. Сейчас количество позиций уменьшилось в несколько раз — осталось примерно 300 позиций, и это количество будет постепенно уменьшаться.»Он также отреагировал на ситуацию с Johnson & Johnson, которая сначала объявила о прекращении поставок контактных линз в Россию, а через неделю — о желании остаться на рынке.
«Мы не можем менять наши планы раз в неделю. Мы наладили параллельный импорт чечевицы, и он будет действовать до особого распоряжения», — сказал министр. «Однако, если наши дистрибьюторы будут убеждены, что производители Johnson & Johnson ведут себя ответственно, мы исключим эти продукты из параллельного импорта.»
3. Диалоги о Минпромторге
Помимо Дениса Мантурова на коллегии выступили губернаторы, депутаты, сенаторы, представители ведомств и бизнес-сообщества. Их выступления часто переходили в диалог с министром, как это бывает в повседневном общении.
«Если вам нужно решить производственную проблему, мы можем вызвать министра даже в два часа ночи», — сказал Алексей Дюмин, губернатор Тульской области, председатель комиссии Госсовета по направлению «промышленность». «Поэтому не будет новостью, если я повторю, что надо быстро избавляться от устаревших регламентов и требований, которые больше ничего не делают, а только тормозят работу бизнеса.»
«Регуляторную гильотину мы будем затягивать, мы это уже делаем», — ответил Мантуров.
«Недавно я изучал структуру правительства Советского Союза и обнаружил, что функции более половины министерств этого правительства теперь возложены на Министерство промышленности и торговли», — сказал Сергей Катырин, президент Палаты представителей Советского Союза. Торговля и промышленность. Но он критически отнесся к тому, что мелким предпринимателям недоступна промышленная ипотека — срок погашения слишком короткий.
Мантуров ответил, что сама жизнь заставляет брать на себя такую ношу. И продолжительность ипотечного периода по-прежнему определяют банки, а не министерство.
Аудитор Счетной палаты Андрей Перчян объяснил, почему Минпромторг привлек к себе повышенное внимание со стороны надзорного органа: «Минпромторг курирует три десятка отраслей, в прошлом году Минпромторг распределил тысячу дотаций, поэтому 11 проверок, которые мы провели в прошлом году, это немного. Мпромторг находится под повышенным вниманием».
«В этом году мы вас тоже без работы не оставим», — пообещал Мантуров, на что Перчян с шуткой ответил: «Счетная палата — не наградной отдел ЦК КПСС», но серьезно добавил, что нарушений не выявлено средствами управления.
Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин на коллегии заявил, что его регион является одним из самых промышленно развитых. В промышленности занято более 31% населения, на территории 230 промышленных предприятий, но 100 из них до сих пор бездействуют. Причина тому — региональная специфика: они добываются.
Мантуров ответил, что Минпромторг поможет во всем, кроме разминирования.
4. Сделано в России
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин предложил ввести в законодательство понятия «Сделано в России» или «Русская работа» и «Русский сервис».
«Эти концепции должны быть закреплены в законах о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также в других законах, которые будут гарантировать спрос на качественную российскую продукцию и служить поддержке отечественного производителя», — сказал Шохин.
По его мнению, эту задачу может решить Минпромторг совместно с бизнес-сообществом. Напомним, что этикетка «Сделано в России» начала использоваться в 1893 году, но после революции 1917 года ее упразднили. В 2015 году эта национальная марка снова была одобрена властями, но никаких правовых документов выдано не было, никаких преимуществ знак не дает. Кроме того, его теперь можно вводить в штрих-коды по желанию, в том числе для товаров не российского производства.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Параллельный импорт резко сократился (с 1300 до трехсот товарных позиций) — российские предприятия сами выпускают товары взамен ушедших с рынка.