Первый заместитель председателя госкорпорации ВЭБ

Первый заместитель председателя госкорпорации «ВЭБ.РФ» Николай Цехомский в студии «Эксперт» и ВЭБ по реконфигурации стратегии институтов развития, модернизации промышленности и поддержке ключевых направлений экономики города.

Первый заместитель председателя госкорпорации ВЭБ Николай Цехомский, первый заместитель председателя государственной компании ВЭБ.РФ

— Давайте поговорим о ВЭБе и его деятельности. Кажется, ранее мы больше слышали о госкомпании в связи с реализацией крупных промышленных или инфраструктурных проектов. А в последнее время мы все чаще слышим об экономике городов и благосостоянии русских семей. Действительно ли произошло смещение фокуса и как это влияет на производительность?

- Интерес Спроси. Думаю, тут много внешних факторов, хотя внутренние преобразования в ВЭБе тоже были. Я считаю, что в любом случае в центре внимания институтов развития, а ВЭБ.РФ является хребтом развития, всегда остается человек и качество его жизни. Хотя в прошлом они часто ставили такие цели, как ВВП или объем экспорта. Как финансовый институт мы, естественно, поддерживали крупные мегапроекты страны. Но не забывайте, что ВЭБ также является центральным инструментом финансовой поддержки правительства и президента России. И в соответствии с целями, обозначенными в майских указах главы государства, на первый план вышла именно личность. Там тема благополучия и качества жизни россиян присутствует практически в каждом предложении.

Поэтому мы провели внутреннюю реконфигурацию нашей стратегии. Среди прочего, они перевернули основную цель института развития и поставили на первое место качество жизни человека. В связи с этим мы запустили большую программу, связанную с городским хозяйством. В нашей стране, если не ошибаюсь, примерно 1118 городов, в которых проживает три четверти населения страны. Поэтому мы считаем, что существенное изменение жизни в городах повлияет на качество жизни большей части населения. Мы создали Фабрику проектного финансирования в ВЭБе и запустили программу «Экономика города». Что это за программа? Мы создали некую инфраструктуру, включающую все элементы, начиная с системного образования, включая органы государственной власти. То есть у нас была большая программа Сколково на 500 лидеров из более чем ста городов России. Были и мэры, и представители губернатора, и главные архитекторы, которые тоже сильно влияют на изменения в городах.

Параллельно мы запустили подготовку продуктов по 11 направлениям так называемого «Колеса городского хозяйства». В него вошли практически все сферы жизни человека: транспорт, медицина, образование. По каждому из этих направлений мы создали свои продукты поддержки, которые постарались внедрить совместно с правительством и министерствами, чтобы иметь возможность эффективно финансировать новые проекты. Это большая и системная работа. Мы поставили перед собой амбициозную задачу наладить финансирование этих проектов не менее чем на 1 трлн рублей до конца 2024 года. Де-факто мы завершили эту программу в конце 2022 года — таких у нас сейчас более полутора триллионов проектов, начиная с большой программы, которую мы реализуем в области электротранспорта в городах, и развиваем образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство.

- Что касается экономики города.

Обратите внимание: Почему госкорпорации не развивают страну?.

В дополнение к государственному финансированию оно также должно включать государственно-частное партнерство. Сейчас, по данным ВЭБ, запущены проекты ГЧП на 5-6 трлн руб. Насколько сложно вовлечь частный сектор в экономику города? И о каких суммах и планах на будущее здесь идет речь?

— Тема ГЧП очень актуальна, она была очень активна в начале 2000-х. Тогда это была новая тема для России. Потом был перерыв. Сейчас, когда есть объективные бюджетные ограничения, нужно искать внебюджетные средства и налаживать партнерские отношения. Органы государственной власти стараются привлечь внебюджетные средства для реализации проектов. Не могу сказать, что все идет гладко. Тема и сам продукт очень сложны. Подготовка такого договора с властями обычно занимает около года. Качество проекта должно быть высоким. Внимание надзорных и контролирующих органов очень приковано, поэтому частному предпринимателю сложно войти в эти проекты. Сейчас ситуация постепенно меняется, на федеральном уровне есть понимание, что нужно активно развивать ГЧП и концессии. Это понимание объективной реальности, что средств не хватает, и их необходимо привлекать. Но это также означает необходимость модернизации и уточнения законодательства о ГЧП. Для налаживания партнерских отношений с частным сектором в ГЧП должны появиться новые инструменты.

— Помимо распространения хорошей практики, есть ли какие-то конкретные законодательные проекты, над которыми будет работать ВЭБ? И какую отдачу вы ожидаете от них на горизонте 3-5 лет? Есть ли у вас цели по увеличению приватной составляющей ОПС?

— Да, когда мы говорим о проектах ГЧП, мы в основном имеем в виду городскую инфраструктуру. И многое было сделано. Мы и сегодня вынуждены смотреть в том числе и на проекты ГЧП для промышленности. Тут тоже надо смотреть шире, потому что такие проекты требуют довольно много работы. Мы должны модернизировать отрасль, и это очень высокий риск. К сожалению, наш любимый частный сектор не всегда готов идти на эти риски, потому что не до конца понимает спрос. Поэтому тема ГЧП в промышленности сейчас активно исследуется, мы этим занимаемся, и это должно дать достаточно хороший эффект.

- Что ж, надеюсь, что «Колесо городской экономики» поведет нас в правильном направлении. Спасибо, Николай Викторович, за участие в нашей дискуссии.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Первый заместитель председателя госкорпорации ВЭБ.