В конце августа 2023 года рынок топлива в России столкнулся с новыми рекордными значениями. Цена на бензин АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПБМТСБ) вновь достигла исторического максимума, а дизельное топливо за один только август обновило рекорд целых 12 раз. Для обычного водителя биржевые котировки, пересчитанные в рубли за литр, выглядят пугающе, предвещая дальнейший рост цен на заправках.

1. Новые ценовые вершины
Торги 28 августа подтвердили устойчивый восходящий тренд. Индекс стоимости АИ-95 для европейской части России вырос на 0.5%, достигнув отметки в 72 821 рубль за тонну. Если перевести эту сумму в более понятные для автовладельцев единицы, то получается около 53.15 рубля за каждый литр топлива. Бензин марки АИ-92 также подорожал на 0.31%, до 63 284 рублей за тонну (примерно 46.19 руб./л). Не отстает и летнее дизельное топливо, подорожавшее на 0.38% до 66 784 рублей за тонну, что эквивалентно 51.37 рубля за литр.
Как отмечают аналитики «Финама», динамика по дизелю особенно впечатляет: за август его цена 12 раз устанавливала новые исторические максимумы, вплотную приблизившись к уровню в 68 тысяч рублей за тонну.
2. Сезонный пик или спланированный рост?
Эксперты выделяют несколько ключевых факторов, подпитывающих этот рост. Николай Вавилов, специалист Total Research, указывает на плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), ослабление рубля и предстоящее с 1 сентября сокращение компенсационных выплат производителям (демпфера). В текущих условиях, когда мировые цены на нефтепродукты высоки, российским компаниям выгоднее экспортировать топливо. Ослабленный рубль лишь увеличивает их доходы в национальной валюте. Аналитик прогнозирует, что без вмешательства регуляторов цена АИ-95 уже в сентябре может превысить 73 тысячи рублей за тонну.
Владимир Кошелев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, добавляет к этому логистические сложности. Летом приоритет на железной дороге отдается пассажирским перевозкам, что замедляет доставку топлива в отдаленные регионы и создает дефицит цистерн. Этот фактор, накладывающийся на традиционные летние ремонты НПЗ, снижает общее предложение на рынке.
Однако, как подчеркивает Кошелев, оба этих процесса — ремонты и сезонная логистика — абсолютно предсказуемы и повторяются ежегодно. Поэтому вызывает вопросы, почему биржевые цены, растущие с весны, достигли пика именно в разгар туристического сезона, когда спрос на топливо максимален. Депутат считает, что в этой ситуации должна разобраться Федеральная антимонопольная служба (ФАС). К аналогичному расследованию призвал и лидер ЛДПР Леонид Слуцкий.
Обратите внимание: Биржевой стакан: как работает рынок акций. Как инвестор может его использовать. Основы анализа.
3. Реакция властей и возможные меры
Официальная позиция Минэнерго, озвученная в начале августа, была спокойной: ведомство заявляло, что внутренний рынок полностью обеспечен дизельным топливом, производство превышает потребление, а запасы находятся на уровне 3.1 млн тонн, что выше показателей прошлого года.
Тем не менее, правительство уже начало принимать ответные меры для сдерживания цен. С 1 сентября повышается минимальная норма обязательных продаж топлива на бирже: для бензина — с 12% до 13% от объема производства, для дизеля — с 8.5% до 9.5%. Это должно увеличить предложение на внутреннем рынке. Соответствующий приказ ФАС и Минэнерго уже опубликован.
Екатерина Крылова, эксперт ПСБ, считает, что эти шаги могут способствовать стабилизации. В качестве дальнейших мер она рассматривает возможное введение лицензирования экспорта нефтепродуктов или повышение экспортных пошлин. Стабилизация курса рубля также могла бы оказать положительное влияние на ценовую динамику. Таким образом, ситуация остается напряженной, и ее развитие будет зависеть от баланса между рыночными факторами и регулирующими действиями государства.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: На заправке эквивалент биржевой цены может показаться водителю умопомрачительным.