От стабилизации к модернизации: как цифровизация стала основой для нового этапа развития России

За четыре года под руководством Михаила Мишустина правительство России смогло существенно стабилизировать социально-экономическую обстановку в стране. Это проявилось в том, что негативные последствия пандемии коронавируса для ВВП оказались почти вдвое меньше прогнозируемых, а удар западных санкций был смягчён — достигнута лишь треть от их потенциального эффекта. Несмотря на сохраняющиеся структурные проблемы, российская экономика продолжает демонстрировать признаки роста и адаптации.

1. Роль цифровизации в успехах правительства

Ключевым фактором этих достижений стала целенаправленная политика по цифровизации государственного управления. Внедрение цифровых платформ позволило не только наладить сквозной контроль над деятельностью органов власти, но и заложить основы для полноценного стратегического планирования. Россия под руководством Мишустина вышла в мировые лидеры в этой сфере. Цифровые инструменты дали возможность точечно и эффективно распределять бюджетные средства, стимулируя развитие и гарантируя спрос на ключевые инвестиционные проекты.

Именно грамотное использование бюджетных ресурсов, несмотря на сохраняющиеся проблемы с коррупцией и монополиями, позволило правительству во многом компенсировать последствия жёсткой фискальной политики. Это привело к экономическому росту и увеличению инвестиций, что выглядит парадоксальным на фоне ослабления рубля, дорогих кредитов и периодических кризисов на рынках — от топлива до продуктов питания.

2. Новый вызов: от стабилизации к комплексной модернизации

Сейчас перед правительством Мишустина, которое, вероятно, сохранит свои позиции после переизбрания президента, стоит качественно новая и гораздо более сложная задача. Речь идёт о переходе от стабилизации экономики к её всесторонней и глубокой модернизации — задаче, которая не решалась в России на протяжении последних десятилетий.

Для успешной модернизации необходимо решить три фундаментальные проблемы:

  1. Перенаправить финансовые потоки из сферы спекуляций в реальный производственный сектор, где создаётся добавочная стоимость.
  2. Адаптировать существующие цифровые платформы управления под новые стратегические цели развития.
  3. Провести кадровые перестановки в госаппарате, освободив его от менеджеров, не готовых к реализации масштабных изменений.

3. Экономические преобразования: долгий путь

Решение первой задачи — переориентация экономики с финансовых спекуляций на производство — займёт многие годы, если не десятилетия. Для этого требуется комплекс мер:

  • Удержание капитала внутри страны: Необходимо ввести запрет на вывод капитала (за исключением прямых производственных инвестиций за рубежом), завершить деофшоризацию и пресечь практику увода средств в теневой сектор.
  • Ограничение финансовых спекуляций: Чтобы капитал шёл в реальный сектор и недвижимость, а не в высокодоходные, но непроизводительные финансовые операции, требуется жёсткое регулирование. Можно использовать опыт Японии, где для вложений в спекуляции необходимо было сначала инвестировать в реальную экономику, или методы прямого ограничения, как в Китае и Западной Европе прошлого века.
  • Налоговая и таможенная революция: Нужен радикальный пересмотр всей системы, чтобы стимулировать не экспорт сырья, а его глубокую переработку внутри страны. Налоги должны делать непроизводительное потребление богатых менее выгодным, чем продуктивные инвестиции.
  • Разумный протекционизм: В условиях распада глобальной торговли на макрорегионы стране необходимо развивать собственное производство, чтобы не зависеть от импорта по критическим позициям.

4. Борьба с внутренними барьерами: коррупция и монополии

Переход «от воровства к развитию» невозможен без решительной борьбы с коррупцией. Здесь также может помочь цифровизация, потенциал которой используется не в полной мере. Следует перенять зарубежный опыт: как в Италии — автоматически освобождать от ответственности взяткодателей, сотрудничающих со следствием, и как в США — конфисковывать имущество родственников членов организованных преступных групп, не идущих на контакт.

Не менее важно обуздание произвола монополий.

Обратите внимание: Лукойл. Цифровизация как ключевой фактор успеха в нефтегазовой отрасли. (часть 1).

Антимонопольная служба должна получить право контролировать ценообразование компаний, подозреваемых в злоупотреблении доминирующим положением, и при резких скачках цен возвращать их к прежнему уровню до выяснения причин (по примеру Германии).

Кроме того, для развития перерабатывающей промышленности необходимо снизить стоимость сырья и полуфабрикатов на внутреннем рынке. Это означает, что базовые отрасли (энергетика, металлургия и др.) должны работать не на максимизацию прибыли, а на минимизацию цен для смежников. Поскольку это противоречит логике частного бизнеса, такие отрасли, как в послевоенной Англии, стоит национализировать. При этом компенсация бывшим владельцам может быть минимальной или даже отрицательной после вычета недоинвестированных средств и компенсационного налога.

Фундаментом внутреннего спроса должно стать гарантированное государством право граждан на достойную жизнь, включая заработную плату, позволяющую не просто выживать.

5. Стратегическое планирование на новой основе

Планирование должно опираться не на абстрактные прогнозы, а на объективные данные межотраслевого баланса, разработка которого стала возможной благодаря цифровизации эпохи Мишустина. При оценке экспорта и импорта для стратегического управления следует использовать не денежные единицы, а единицы добавленной стоимости, что даст более точную картину и поможет в формировании курсовой политики.

6. «Болезни роста» цифрового управления и их лечение

Перестройка цифровых платформ под новые цели столкнётся с неизбежными сложностями:

  1. Излишняя жёсткость моделей: Опасность заключается в том, что переменные факторы (налоги, международные соглашения) в цифровой системе могут быть зафиксированы как постоянные, что лишит государство гибкости в управлении. Для адаптации потребуются колоссальные усилия по доработке математических моделей.
  2. Игнорирование нестандартной информации: Платформы могут не учитывать данные, не заложенные в них изначально: масштабы теневой экономики, сигналы о сбоях госрегулирования, внутренние противоречия в данных (например, реальные данные о продажах против заниженной официальной инфляции).
  3. Влияние частных интересов: Даже в цифровой системе сохраняется риск, что принимаемые меры будут обслуживать не общегосударственные цели, а интересы влиятельных групп. Яркий пример — попытки повысить качество образования через строительство кампусов, так как отчитаться о построенных метрах проще, чем о реальных изменениях в учебном процессе.

7. Вывод: вопрос политической воли

Таким образом, переход России от модели, основанной на эксплуатации сырьевых ресурсов, к модели созидательного развития — это в первую очередь вопрос политической воли, а не материальных возможностей. Правительство Михаила Мишустина сделало важные шаги по стабилизации и цифровизации, заложив техническую основу для будущих преобразований. Его сохранение на посту премьер-министра может стать сигналом о готовности власти приступить к решению этих масштабных задач.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Цифровизация обеспечила сквозной контроль за органами власти и создала значимые элементы стратегического планирования.