Мировые нефтяные рынки справятся с потрясениями на Красном море в краткосрочной перспективе, но продолжающиеся нападения хуситов на судоходство приведут к нехватке танкеров из-за более длительных рейсов и задержек поставок. Такое мнение агентству Reuters высказал Амин Насер, генеральный директор саудовского нефтяного гиганта Aramco, в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе.
Как отмечается в статье, нападения хуситов на корабли в Красном море вынудили многие компании перенаправить грузы в обход Африки. Суда были остановлены или отклонены по маршруту, ведущему к Суэцкому каналу, самому быстрому маршруту из Азии в Европу, через который проходит около 12% мировой торговли. Альтернативные маршруты вокруг Африки увеличивают время в пути на 10–14 дней.
Насер ожидает, что спрос на нефть увеличится примерно на 1,5 миллиона баррелей в день до 104 миллионов баррелей в день в 2024 году. В 2023 году добыча увеличится на 2,6 миллиона баррелей в сутки. Он добавил, что сочетание высокого спроса и низких запасов сделает рынок еще более напряженным.
Но проблема касается не только танкеров. Стоимость перевозки одного контейнера из Китая в Европу в обход Красного моря выросла с $1000 до более чем $4000, сообщил Каспар Лоладе, морской советник голландской торгово-логистической ассоциации Evofenedex. По его словам, дополнительные расходы и цены на страхование контейнеровозов также растут.
"Раньше страхование от кризиса составляло 0,8% от стоимости судна, а сейчас - почти 1%. Поэтому, если стоимость судна оценивается в $100 млн, то 1% от этой суммы, или страховой стоимости, составляет $1 млн долларов, а это гораздо больше, чем они платили раньше», — отметил он.
Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, заявил, что пока не наблюдает значительного роста цен на энергоносители из-за проблем с логистикой.
— Когда началось наступление хуситов, цена на нефть сразу немного выросла на 4 доллара, но большого роста цен нам еще предстоит увидеть. Это связано с тем, что игроки рынка до сих пор всерьез не верят в серьезную эскалацию.
Было бы иначе, если бы Иран, очень важная военная сила в регионе, вступил в войну и смог заблокировать не только Красное море, но и Ормузский пролив, выход из Персидского залива в Индийский океан быть гораздо важнее. Но пока ясно, что все основные силы пытаются предотвратить крупномасштабную войну. По выражению Высоцкого, «немногие люди по-настоящему жестоки», потому что ставки слишком высоки.
В Америке начинаются выборы, вдруг цены на нефть и нефтепродукты растут, а еще у вас проблемы с Украиной, Израилем, может быть, Ираном, может быть, Китаем и Тайванем... Это перегрузка.
Конечно, Иран мог бы вмешаться в одиночку, но это было бы опасно. Арабские правительства также предпочитают более спокойную жизнь.
Без эскалации нет причин для значительного роста цен на нефть. В противном случае цены будут расти дальше.
«СП»: Насколько обход Африки влияет на цены?
— Затраты на логистику становятся немного выше. Разные танкеры по-разному используют газ и нефть. Конечно, это немного хлопотно для покупателя и ему придется заплатить немного больше, но в принципе это не так. 4 бакса это не 30-40 баксов.
Вывод прост. Все зависит от уровня эскалации, особенно от уровня участия Ирана в военных событиях.
«СП»: А как насчет спроса и предложения?
Обратите внимание: Мировая экономика. Что будет в 2021? Прогнозы профессиональных ведущих экономистов..
Однако дата доставки будет отложена примерно на полторы-две недели. Снабжены ли НПЗ сырьем, могут ли возникнуть проблемы, например, с бензином?— Пока я не видел новостей о значительном повышении цен на нефтепродукты, например, в Европе. Заводы обычно имеют какие-то резервные копии и не работают в полную силу.
В сфере товаров массового потребления, доставляемых контейнеровозами, существует правило, называемое «точно в срок», при котором товары доставляются в определенный момент времени, например, новогодние игрушки, которые еще не установлены на складе или где-то еще. По такой продукции произошло реальное отставание, цены начали расти, но темпы роста не превышали 20%.
Некоторые заводы, производящие промышленные товары, такие как немецкая Tesla, закрылись, поскольку полагались на готовые к использованию поставки. Никто не хочет платить за хранение. Это одна из идей глобализации. Речь идет о том, чтобы сразу разделить, кто что производит, и чтобы никто не хранил это и не тратил на это деньги. Позже выяснилось, что это не всегда срабатывало из-за политических противоречий между странами.
Мир уже переживает нечто подобное. После шестидневной войны между Израилем и арабской коалицией в 1967 году Суэцкий канал также был полностью закрыт. Однако торговля продолжалась. Сейчас он работает и лишь некоторые владельцы поменяли направление своих кораблей. Гораздо спокойнее относятся к ситуации те, кто транспортирует российскую нефть и газ. В целом, Россия может вести переговоры с хуситами через Иран, чтобы гарантировать, что танкеры, перевозящие российские товары, не будут атакованы.
Со времени Шестидневной войны технологии улучшились, и корабли, плавающие вокруг мыса Доброй Надежды, стали более энергоэффективными
Возможно, через несколько недель выяснится, что кто-то слишком полагался на своевременную доставку, но я пока не вижу, чтобы это произошло. Все зависит от степени эскалации конфликта.
«СП»: Какова ситуация на рынке СПГ?
— Я слышал, что катарская компания перенаправила поставки СПГ в разные части Африки. Это означает дополнительные 10–15 процентов, которые можно включить в ваши транспортные расходы. Новостей о том, что цены на газ значительно выросли, нет.
У нас есть два крупных рынка газа: Европа и Азия. Пока в Азию можно путешествовать обычными маршрутами. Им необходимо перенаправить его в Европу, в том числе в Катар, но они не единственные поставщики в Европу. У нас есть и американские, и другие поставщики, и мы тоже на них зарабатываем.
Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизтоплива — в «Темах свободной прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Мировая логистика меняет маршруты — насколько это критично?.